Окончание Холодной войны привело к постепенному изменению существовавшего в Европе статус-кво. Динамика, развития баланса сил в Европе характеризуется многополярностью и акцентом на суверенитет национального интереса каждого государства. Германия стала образцовой нацией в успешной реализации своей эффективной внешнеполитической стратегии.
Развитие российско-германских отношений после разрушения «Железного занавеса» находилось на уровне упадка или подъёма. Россия после 1990 года кардинально отличалась от той, что сейчас касательно взаимоотношений с западными партнёрами. В отличие от Бориса Ельцина, Владимир Путин отдаёт предпочтение евразийской политической идеологии, описываемая в политических и научных кругах как единый торговый и инвестиционный рынок от Лиссабона до Владивостока, основанный на доверительных отношениях. Данные аргументы и подходы были намечены ещё при бывшем выдающемся министре иностранных дел РФ Евгении Примакове. В этом контексте Германия могла стать мостом между евразийским свободным рынком. После инаугурации Ангелы Меркель двусторонние отношения также можно было назвать продолжением внешнеполитической линии Шрёдера, но они были обусловлены прагматичным подходом к отношениям с РФ и либерально-демократическими установками к Западу.
Россия стремилась максимально использовать возможности многополярного переходного периода. В этом контексте отношения с Германией имели большое значение. Меркель стала первым канцлером Германии, кто свободно говорила по-русски. Однако это не привело к укреплению связей с Москвой. Наоборот, отношения стали гораздо более холодными – по многим причинам. Одна из них – проамериканская позиция Германии в тот период, когда отношения между Россией и США быстро ухудшались. В 2007 году Меркель присутствовала в мюнхенском зале, где Владимир Путин произнёс свою знаменитую речь с критикой мировой гегемонии США.
Другая причина – это расширение ЕС, к которому с 2004 года присоединился десяток бывших социалистических стран. Это изменило структуру Евросоюза, сместило баланс внутри него. У многих новых стран ЕС были непростые отношения с СССР и Российской империей, а некоторые даже побывали частью российского государства и никак не могли об этом забыть.
С переизбранием Путина на пост президента РФ в 2012 году и кризис на Украине характеризовались появились разногласия в германо-российских отношениях, хотя диалог ещё сохранялся в конструктивном ключе. Здесь важно понимать, мировоззрение каждого лидера двух рассматриваемых государств по целому ряду вопросов, имеющие противоположные взгляды на современный миропорядок вещей. Меркель придаёт большое значение правам человека, важности демократии и верховенству права, что указывает на более жёсткое отношение к России.
Во-первых, дипломатический стиль и политические цели двух сторон сильно различаются. Под руководством Меркель, в Берлине внимательно следили за сохранением единства с Трансатлантическим союзом и укрепление экономических связей с Вашингтоном, которые вкладывают крупные инвестиции в экономику страны.
С другой стороны, в правительстве не отказывались от завершения прибыльного проекта «Северный поток — 2» с Россией, поэтому действовали осмотрительно, когда дело касалось взаимодействия в сфере энергетики и экспорта в Россию немецких товаров и услуг.
В Германии предпочитают смешанный подход к России, включающий элементы противодействия и сдерживания, но также и существенное взаимодействие. В этом смысле ФРГ сильно отличается от Украины, Польши и стран Прибалтики. Нарушение прав человека и введение цензуры в российских СМИ являются главными объектами критики германского руководства в отношении Москвы. Центральная роль Берлина в европейских делах, достигнутая после окончания Холодной войны и победой НАТО стала эффективным инструментом американской внешней политики. Берлин рассматривал ЕС как эффективный механизм совершенствования либерально-демократической модели устройства при явном доминировании ФРГ. Это отчётливо проявилось после выхода Великобритании из ЕС. Таким образом, Германия была включена в экономические и культурные рамки политики сверхдержав.
При Меркель Германия предприняла стратегические шаги для более открытой консолидации своего европейского лидерства. На восточном векторе она поддерживала, а иногда даже являлась инициатором германо-российских форумов и мероприятий, поощряла межкультурные обмены и ратовала за тесное взаимодействие молодых умов российского и германского общества. Благодаря её открытой политике интеграции человеческих талантов с обеих сторон организовывались научно-исследовательские конференции, проводились новые разработки под эгидой университетов Германии и России; укреплялись контакты на межгосударственном уровне по вопросу беспрепятственного образования немецких и российских студентов, а также активно работали торговые филиалы и ведомства.
Новые вызовы, связанные с войной на Украине, напрямую повлияли на баланс сил в Европе и отношения двух стран. Украинский конфликт, который одновременно является европейской проблемой, приобрёл характер непрерывной борьбы между Западом и Востоком. ФРГ играет роль стабилизатора в затянувшемся конфликте РФ и США, отношения которых достигли пика обострения, невиданного со времён Биполярной системы международных отношений. Будучи когда-то буферной зоной между СССР и США, ФРГ придётся нивелировать тяжёлый кризис, не допуская эскалации до крайних её пределов, которые приведут к тяжёлым последствиям. И хотя в Берлине указывают на неправомерность действий Москвы на Украине, после аннексии Крыма и проведения референдумов о вхождении территорий Донбасса в состав РФ, ссылаясь на резолюции ООН по Международному праву, германские общественные и политические деятели осознают нецелесообразность провоцирования Россию, будучи в определённой зависимости от поставок энергоресурсов в страну. Это можно объяснить в добавок тем, что Германия всегда хотела добиться снижения зависимости ЕС от гегемонии американского диктата во внешнеполитических делах Брюсселя, вплоть до создания европейской армии, которая, однако, могла бы противостоять и российской. Этому способствовало межъевропейское оборонное сотрудничество в создании новых вооружений, которые могли бы стать альтернативой американскому.
Германия – один из основных протагонистов санкционных пакетов, разрабатываемых и принимаемых Европейским союзом против России. Практически все немецкие политические силы поддерживают в этом официальное правительство. Одновременно Берлин обращает особое внимание на необходимость обеспечения в среднесрочной перспективе надёжных поставок ископаемого сырья из России, в первую очередь, газа. Санкции в отношении энергоносителей, ФРГ будет готова применять только по мере нахождения устойчивых альтернатив. Сложнее всего это будет сделать в отношении трубопроводного газа.
Импорт нефти, газа и нефтепродуктов из РФ, сложившийся к концу 2021 года, не имел потенциала быстрого роста на фоне утраты относительной стабильности российской доли в углеводородах и снижения аналогичной германской в совокупном импорте ФРГ. Потребность Германии в углеводородах определяется темпами увеличения валового внутреннего продукта Германии, которые, как правило, ниже темпов прироста внешней торговли, развитием возобновляемой энергетики и снижением энергоёмкости германской экономики в результате внедрения энергосберегающих технологий. После исчерпания восстановительного потенциала вследствие коронавируса, спрос на российские СПГ и нефть мог бы расти только умеренными темпами и, скорее всего, они оказались бы заметно ниже темпов роста общегерманского импорта, локомотивом которого служит быстрорастущий ввоз готовых изделий.
Таким образом, на конец 2021 г. сформировались условия, в которых германо-российская внешняя торговля могла бы в дальнейшем либо сокращаться, либо расти гораздо медленнее, чем общенациональная германская торговля. Соответственно, доля России во внешней торговле ФРГ и рейтинги РФ среди стран – торговых партнёров ФРГ были лишены каких-либо положительных перспектив.
Фундаментальные изменения в международной системе обнаруживают гибкость союзов и в этом контексте неизбежны разногласия внутри Североатлантического альянса, оказывающий всестороннюю помощь Киеву. Это очень затрудняло для Берлина введение каких-либо санкций в отношении Москвы, однако, помимо размышлений о шагах в интересах всеобъемлющей экономики, перед Германией, также стоит сложная задача в возобновлении диалога между конфликтующими сторонами. Используемый дискурс экономических субъектов больше соответствует структуре внешней политики, которая больше использует геоэкономику, чем проекцию геополитической власти, где между политикой и бизнесом существует ответные действия. Если санкции, введённые Западом, потерпят неудачу, они должны признать, что могут разрушить свои национальные интересы из-за Украины.
Пока можно с уверенностью сказать одно: в середине 21 века Россия продолжит существовать, а её отношения с Германией и Европейским союзом в целом станут важным фактором её развития и равновесия в мире, где главные роли будут играть США и Китай.