ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 10
ГЛАВА 2. ПРИМЕР ПРИВАТИЗАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ 14
2.1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 14
2.2. ПЛАТНАЯ МОДЕЛЬ ПРИВАТИЗАЦИИ В ГЕРМАНИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Кратчайшее определение приватизации формулируется как передача государственной собственности в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация есть разгосударствление собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возвращение государственной собственности ее истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации.
Существуют две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых основывается на определенных доводах.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в его пользу таковы: поскольку при государственной монополии каждый гражданин был совладельцем имущества, то его необходимо превратить из формального в реального собственника, отдав часть государственного имущества. Таким образом, должны быть стимулы для производительного труда, экономии средств и более рационального использования ограниченных ресурсов. На практике реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками.
Платная приватизация. При этом государственное имущество подлежит реализации по различным схемам. Основная идея этого процесса — продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что компания предварительно регистрируется, а затем ее акции продаются на фондовом рынке. Его сторонники отмечают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, это приводит к увеличению доходной части бюджета.
Одним из серьезных вопросов приватизации являются сроки ее проведения: либо она должна быть растянута на несколько десятилетий, либо ускорена. Существует мнение некоторых ведущих экономистов, что приватизировать государственное хозяйство за 2-3 года вряд ли возможно. Реальная ее реализация должна идти медленно по трем основным причинам: При переходе к рыночным отношениям приватизация проводилась без создания необходимого механизма. В результате большая часть населения оказалась незащищенной. Предприятия были приватизированы теми, кто был у власти, и криминальными структурами, имевшими капитал.
Основная часть населения, не имеющая денег, практически не участвовала в процессе приватизации. В результате такого подхода к процессу приватизации произошло быстрое расслоение общества на богатых и бедных. Причем этот раздел осуществлялся за счет бедняков, которые еще больше обеднели.
Приватизация способствовала росту преступности в обществе. Получили развитие такие преступления, как дача взяток за лучшие объекты приватизации, покупка иностранными компаниями акций наиболее прибыльных предприятий, приоритетная приватизация прибыльных предприятий и т.п.
Приватизация способствовала росту безработицы. Причем эта тенденция характерна для всех стран, проводящих приватизацию.
В странах, где скорость процесса приватизации является приоритетом, выбранные методы основаны на механизмах свободного рынка, особенно на рыночных вариантах программ массовой приватизации. большая часть государственного имущества очень быстро перешла к частным владельцам. Однако процесс формирования рынка капитала и формирования предпринимательских навыков у новых собственников будет гораздо более длительным и болезненным, чем в тех странах, где во главу угла поставлены прозрачность и открытость процесса приватизации.
Приватизация, с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, стержнем радикальных преобразований, а с другой - инструментом государственного регулирования долгосрочного характера. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия с учетом принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Эти критерии определили следующие основные способы приватизации: акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества через коммерческий или инвестиционный конкурс (на аукционе); приобретение арендованного имущества; банкротство. Для достижения наибольшего результата необходимо отдать компанию в руки умелых менеджеров и суметь заинтересовать их в достижении наилучших конечных результатов.
Читать дальше
1. Бухвальд Е. М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации //Экономика, предпринимательство и право. –2020.– Т. 10.– № 3. –С. 503–516.
2. Гаврилин Е. В. Приватизация государственного сектора экономики с развитой и развивающейся экономикой //Эффективное антикризисное управление. – 2021. –№ 1. –С. 48–53.
3. Зельднер А. Г. Государственные инвестиции и развитие партнерских отношений в посткоронакризисный период// Экономические науки. –2021. –№ 197.– С. 100–106.
4. Зельднер А. Г. Правовое поле в системе управления партнерскими отношениями государства и бизнеса//Вопросы экономики и права. –2019. –№ 128. –С. 57–60.
5. Зельднер А. Г., Осипов В. С. Концессии как драйвер управления процессом привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты // Проблемы теории и практики управления. –2019. –№ 8.– С. 65–73.
6. Коптев В.И. Сравнителный анализ приватизации в России и зарубежных странах. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-privatizatsii-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 28.10.2022)
7. Меджидов З. У. Влияние коронавирусной инфекции на мировую экономику: социальные и экономические последствия// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. –2021. –№ 1. –С. 42–50.
8. Мочальников В. H. Государственно-частное партнерство в стратегии социально-экономического развития России// Вестник Института экономики Российской академии наук.– 2019. –№ 1. –С. 55–76.
9. Хазагаева И.Ц. Формирование института собственности в условиях приватизации. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-instituta-sobstvennosti-v-usloviyah-privatizatsii-1(дата обращения: 28.10.2022)
10. Desalegn G., Fekete-Farkas M., Tangl A. The effect of monetary policy and private investment on green finance: evidence frоm Hungary. Journal of Risk and Financial Management.– 2022.– 15(3). [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.3390/jrfm15030117 (дата обращения: 27.10.2022)
11. Marcelin I., Mathur I. Privatization, financial development, property rights and growth//Journal of Banking & Finance.– 2019.–№50.–С.528–546.
12. Slay B. The perils of privatizing state property: the polish case. Capitalist Goals, Socialist Past, ed. by Patterson P. L. NY: Routledge, 2019.– Р. 193–214. [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.4324/9780429046513-9 (дата обращения: 27.10.2022)
Читать дальше