Введение 3
1. Теоретические аспекты современной поэзии в старшей школе 5
1.1 Особенности современной поэзии 5
1.2 Изучение современной поэзии в школе 7
2. Методика преподавания современной поэзии в старшей школе 14
2.1 Современная поэзия в школьном курсе литературы на примере А.А. Вознесенского 14
2.2 Конспект урока на тему «Современная поэзия» 21
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены особенности современной поэзии; описано изучение современной поэзии в школе; проанализирована современная поэзия в школьном курсе литературы на примере А.А. Вознесенского; представлен конспект урока «Современная поэзия».
Современная поэзия – это поэзия последних двадцати-тридцати лет, то есть «новейшая» поэзия, которая врастает в советскую поэзию, а через нее соприкасается с Серебряным веком, но те поэты, которые вступили в литературу в девяностые годы, уже довольно далеки от советской поэзии: они существовали в совершенно ином историческом контексте.
И те из них, что наиболее активны сейчас, относятся в основном к этому поколению: неофициальные советские поэты были их непосредственными предшественниками, но само противопоставление между официальным и неофициальным, в общем, исчезло, и это полностью изменило ситуацию.
Поэзия – это третья и пока наивысшая ступень эволюции способов обмена информацией между представителями человечества.
Литература – лучшее, что есть у человечества. Поэзия – сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. Это единственная пища для души.
Слово – уже не просто способ установления контакта с себе подобными, это способ передачи информации любых объёмов. Но бывают в жизни моменты, когда простых слов недостаточно! Это и есть отправная точка на пути к поэзии. Это мышление на уровне фантастических образов и немыслимых сравнений, ярких картин и блеклых намёков. Это уже не просто слова, это игра слов.
Искусство часто трактуют как особый способ познания мира с помощью образов и как сам результат подобного восприятия окружающей действительности. Его, как правило, связывают с социальными ценностями, и подразумевается, что предметы искусства по умолчанию должны удовлетворять истинно человеческую потребность – потребность в прекрасном.
Искусство может принимать множество различных форм, которые эволюционируют вместе с развитием современных технологий. Формы эти зависят, в основном, от образов, с которыми искусство работает, двумя наиважнейшими группами из которых являются визуальные и звуковые. Если же классифицировать искусство по методам его создания и используемому в работе арсеналу, то можно выделить следующие виды: объёмные предметы реального мира; предметы виртуального мира; музыка; литература.
Поэзия имеет одну уникальную особенность: работая лишь с ограниченным узким набором букв и символов, она способна создавать образы любой сложности, ведь ей подвластны и визуальные, и музыкальные образы, создаваемые в нашем всемогущем воображении, её можно воспринимать, читая с листов, можно слушать из уст других людей. К тому же сейчас поэзия развивается в плотном переплетении с другими смежными видами искусства: здесь я имею в виду иллюстрированную поэзию, видео-поэзию, аудио-поэзию, поэзию формальных ограничений и другие экспериментальные вещи, что только усиливает производимый эффект.
Андрей Вознесенский - поэт своеобразный и многогранный. Именно поэтому его считают современным классиком. Острое чувство современности, поиски собственных путей в поэзии, неожиданная метафоричность и трагический лиризм сделали его не похожим ни на кого другого.
Читать дальше
1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2018. – 412 с.
2. Агеева, Н. А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2022. – № 2 (42). – С. 162–170.
3. Алехин, А. Д. Поэзия - это любовь в широком смысле слова / А. Д. Алехин // Вопросы литературы. - 2012. - № 1. – С. 12-99.
4. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.Акушева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51. Бахтин, М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. - М. : Рос. открыт. ун-та, 2019. - 139 с.
5. Голубкова А. Предуведомление от редакции / А. Голубкова, Ю. Орлицкий // Полилог. - 2019. - № 2. - С. 7-99.
6. Игнатьева Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.
7. Кузьмин Д. Речь об Алексее Цветкове // Премия Андрея Белого (2007-2008): Альманах / сост. Б. Останин. - М.; СПб., 2019. -С.36-99.
8. Кучина Т. Г. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова в русской поэзии рубежа XX-XXI вв. // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 1. - № 2. - С. 29-202.
9. Кучина Т. Г. Слова «живые» и «мертвые»: о метапоэтической проблематике лирики Алексея Цветкова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. - 2020. -Т. 1. - № 4. - С. 12-116.
10. Мартовицкая, А. «Я работаю на стыке XVIII столетия и современности. И это совсем не постмодернизм»: интервью с Максимом Амелиным // Культура. - 2021. -№ 25. С. 22-99.
11. Хафизова, Э. Т. Изучение новейшей русской поэзии в школьном курсе литературы. Урок-диалог по стихотворениям А. Ахматовой «Лотова жена» и О. Николаевой «Семь начал» / Э. Т. Хафизова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2. - С. 22-102.
12. Контракт со смертью / реж. В. Виноградов, 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kinofresh.tv/22560-_rudolf_nuriev_kontrakt_so_smertyu_.html(дата обращения 12.11.2022).
13. Нузов В. Андрей Вознесенский. Осень. Манхєттен [Электронный ресурс] / Нузов В. //Вестник. – 1999. – №25. – Режим доступа : http://www.vestnik.com/issues/1999/1207/win/nuzov.htm(дата обращения 12.11.2022).
14. Примерная образовательная программа СОО [Электронный ресурс]: Планируемые предметные результаты освоения ООП (Литература), Примерные программы отдельных учебных предметов (Литература). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289/ (дата обращения 12.11.2022)
15. ФГОС СОО [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 20.11.2022)
Читать дальше