Есть возможность понять и составить какое-то представление о древнегреческом законодательстве, если обратиться к трудам античных историков и философов.
Именно благодаря существованию данных источников, мы можем сложить общую картину и системе права. Полисное устройство было абсолютно характерным для Древней Греции, поэтому все города представляли собой ничто иное как, автономное государство со своим личным законодательством. Письменные нормы и правила существовали лишь в Афинах, это было в классический период.
Греческое право, Правовые системы древних греков. Каждый город-государство действовал по своим собственным законам, многие из которых были изложены в письменных статутах. Суровый кодекс законов Драко и более гуманный кодекс Солона — два самых известных.
В отличие от римского права, греческое право дало мало аналитической юриспруденции, хотя философы исследовали абстрактные концепции справедливости.
Те, кто сидел в суде, основывали свои приговоры не столько на понятиях справедливости, сколько на буквальном значении устава. И частный, и уголовный процессы начинались с вызова подсудимого к мировому судье и подачи письменной жалобы. Тип арбитража был доступен в гражданских исках. Исполнение судебного решения, как правило, оставалось за истцом.
В Афинах появилась такая традиция в политике, которая предусматривала процедуру принятия законов с помощью народного собрания, это и были великие реформы Солона и Клисфена.
Одним из основных источников права в Афинах служил религиозный обычай, и это пришлось как раз на время расцвета демократии. Данный обычай был признан обязательной формой демократии и требовал строгого соблюдения.
Те материалы, которые содержались в надписях, были изложены достаточно объективно. По данным надписям как раз есть возможность изучить право древних греков.
В дополнении к вышесказанному, был найден Гортинский закон, раскрывающий и другую новую сторону греческой юриспруденции. Но по большому счету, почти все документы являются частными записями о различных совершенных сделках.
Поэтому это не может привнести достаточное понимание и представление и системе права Древней Греции.
В отличие от греческой философии справедливости положительное право Древней Греции мало повлияло на последующие события. Конечно, его концепции и методы во многом определяли законы и практики эллинистических монархий, некоторые институты греческого происхождения, как, например, «родосское» право морских поселений, или методы некоторых документов (разумеется, главным образом эллинистических) римлян.
Однако, вопреки существовавшему несколько десятилетий назад мнению, позднеримское право и западноевропейская юриспруденция не претерпели сколько-нибудь существенной эллинизации. Только в обычаях отдаленных уголков самой Греции сохранились некоторые древние традиции, их размер до сих пор является проблемой для историков права.
Существование некоторых общих принципов права подразумевает обычай разрешать споры между двумя греческими государствами или между членами государства путем обращения к внешнему арбитражу. Общее единство греческого права в основном отражается в праве наследования и усыновления, торговом и договорном праве, обнародовании юридических договоров.
Древнегреческая политическая идеология развивалась то время, когда было становление процесса разделения мифа. То же было в других древних странах.
В древнегреческом мире не было единой системы права, вместо этого отдельные государства сформировали свои собственные политические и правовые системы, хотя они, возможно, были основаны в основном на одних и тех же общих принципах.
Законы влияли на создание права Древней Греции не слишком сильно. А также несмотря на высокую степень развития данного права времени ораторов, оно не было никогда кодифицировано в полном виде. Древняя Греция не согла оставить после себя записи права, которые были бы отражены в трудах их юристов.
Поэтому сведения остались, к сожалению, лишь в отрывочных известях у разных писателей Древней Греции, а также в дошедших до сегодняшних дней надписей.
Наиболее широко известна греческая судебная система классических Афин 4-го века, традиционно связанная с зарождением демократии. Наибольшее влияние на более поздние общества оказали в первую очередь абстрактные философские идеи, связанные с законом и справедливостью, а не практические аспекты самой правовой системы.