ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Личность малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, их психологические особенности 5
2. Особенности подготовительного этапа допроса малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 9
3. Тактические основы допроса малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 12
Заключение 22
Список использованных источников 26
Читать дальше
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Как отмечалось ранее, международные принципа права закрепляют необходимость защиты детей. Такие требования логичны и целесообразны. Российское уголовное и процессуальное законодательство соблюдает требования международных принципов и строится на условиях лояльности к несовершеннолетним лицам, выступающих в процессе как в качестве потерпевших, свидетелей, так и в качестве подозреваемых и обвиняемых.
При этом, на легальном уровне закрепляются условия и требования, соблюдение которых позволяет гарантировать защиту нравственного, психологического и физического состояния несовершеннолетних лиц. Именно эти критерии делают несовершеннолетних лиц отличными от аналогичных субъектов, достигших 18 летнего возраста.
Такие особенности влияют не только на порядок привлечения лиц к ответственности, условия и порядок проведения следственных действий и т.д., но и на тактику и методику проведения таких действий. В том числе, они влияют на тактику проведения допроса. При этом, верно выбранная тактика допроса с учетом возрастных, психологических и иных особенностей лица позволяет максимально достичь цели такого допроса. Именно это следует учитывать следствию, суду, защитника и иным лицам, которые могут быть участниками допроса.
Основной особенностью несовершеннолетнего допрашиваемого лица, причем не важно в каком статусе он находится, является – его возраст и, как следствие, недостаточное психическое и интеллектуальное развитие, специфичное восприятие мира, фантазирование, гиперактивность или наоборот – скованность в присутствии незнакомых взрослых, даже тех – кто выступает на его стороне, например, психолог или педагог.
Все без исключения исследователи отмечают тот факт, что лицу, проводящему допрос, необходимо учитывать эту особенность допрашиваемого и соответствующим образом проводить как подготовку к допросу, так и сам допрос. Если особенностью подготовки к допросу несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля являются как сам учет возрастного фактора и необходимость рассмотрения вопроса организации присутствия взрослого сопровождающего и/или педагога/психолога, а также – организация места допроса и формулирование вопросов «для детского восприятия»; то особенностью непосредственно проведения допроса является реализация подготовительного этапа, а также – умение наладить контакт, «подстроиться» под реакцию и поведение такого специфического допрашиваемого как ребенок, а также – способность определить уровень развития и мышления допрашиваемого для цели уточнения или переформулирования вопросов по ходу допроса.
Читать дальше
1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // «Парламентская газета», №241-242, 22.12.2001,
2. Приказ Генпрокуратуры России от 14.11.2017 №774 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // «Законность», №1, 2018
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 №1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // «Российская газета», №29, 11.02.2011,
4. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 608 с.
5. Варлова О.А., Гнетова Л.В. Особенности допроса несовершеннолетнего // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). С. 112 - 117.
6. Зайнуллин Р.И. Проблемы участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в расследовании преступлений: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты // Российский следователь. 2016. №16. С. 3 - 6.
7. Криминалистика: учебник (уровень спеииалитета) / под ред. А. И. Бастрыкина, Е. П. Ищенко, Я. В. Комиссаровой. — Москва: Проспект, 2019. — 616 с
8. Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля? // Азбука права: электрон. журн. 2018.
9. Калюжный А.Н., Чаплыгина В.Н. Производство допроса: процессуальные основы и тактические особенности // Адвокатская практика. 2016. №5. С. 33 - 38.
10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. 1216 с.
11. Ламинцева С.А. Процессуальные гарантии реализации прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Судья. 2017. №4. С. 42 - 47.
12. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Часть 2. Актуальные вопросы судебной практики, рекомендации судей Верховного Суда РФ по применению уголовно-процессуального законодательства на основе новейшей судебной практики: Практическое пособие / В.А. Давыдов, В.В. Дорошков, Н.А. Колоколов и др.; под ред. В.М. Лебедева. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 395 с.
13. Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК РФ // СПС КонсультантПлюс, 2018
14. Рыжаков А.П. Уголовная ответственность несовершеннолетних // СПС КонсультантПлюс. 2016.
15. Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в России и Украине // Вопросы ювенальной юстиции. 2016. №4. С. 14 - 18.
Читать дальше