Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя в сфере культуры или философии не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.
В современных обществах элитарное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Массовая культура, безусловно, является «эрзац-продуктом» специализированных «высоких» областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия «малокультурного» потребителя.
Но все же не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения (и прежде всего, той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи «высоко специализированной личности», компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, «гидами» и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной «для круглых дураков» информации. Пока теоретики упорно разоблачают массовую культуру, изредка и нехотя признавая право на существование таких «низменных» жанров, как эстрада, цирк или оперетта, жизнь демонстрирует нам, что самые разнообразные виды творческой деятельности и её результатов, так или иначе вовлекаются в сферу массовой культуры. Некоторые из них частично или время от времени «включаются» в нее, другие существуют в ней изначально.
В теории современной массовой культуры говорят о возникновении нового типа идентичности. И это собственно коллективная идентичность, чаще всего основанная на очень субъективных предпочтениях. Возникновение разного рода субкультур и многочисленных языков, которыми обладают субкультуры, – один из признаков возникновения новой идентичности.
Таким образом, массовая культура, также, как и мода в культуре, – явления гораздо более сложные и укорененные в социально-исторической действительности, чем это думают её многочисленные критики. Культура, какая бы она не была, массовая или элитарная, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними.
По моему мнению подобного рода проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Диалог предполагает взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т.д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.
Если же рассматривать всецело как внутреннее, так и внешнее состояние духовной жизни современной России следует охарактеризовать проходящей ею этап как переходное от отстаивания ценностей, которые имеют прямую связь с попытками построения и укрепления коммунистического общества, так и непрерывное движение к поиску нового смысла, идеалов и развития общественного начала. Любой из граждан нашей необъятной Родины, являясь частью общества в целом, вышел на очередной виток исторического незатихающего спора между сторонниками западной культуры и развития, и славянофилами. Россия является многонациональной страной. Каждый из аспектов её развития по своей природе тесно связан с особенностями национальных культур. Уникальность и особенность духовной жизни России заключается в бесчисленном многообразии культурных традиций, а также религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что неотделимо связано со спецификой культурного наследия разных народов, проживающих в границах нашей Родины.
В настоящее время в духовной жизни отечества можно наблюдать противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой – развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.