ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ДИНАМИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Сущность понятия «страх» у дошкольников 6 1.2. Особенности страхов у дошкольников 10 1.3. Современные подходы в изучение страхов у детей дошкольного возраста 15 Выводы по главе I 22 Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №7» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 23 2.1. Результаты проведенного исследования страхов у дошкольников 23 2.2. Анализ исследования страхов в ГБДОУ «Детский сад №7» общеразвивающего вида Приморского района Санкт-Петербурга 30 2.3. Методические рекомендации по профилактике и коррекции страхов у дошкольников 37 Выводы по главе II 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47 ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Исследование содержания и динамики страхов у детей дошкольного возраста

дипломная работа
Психология
50 страниц
87% уникальность
2022 год
24 просмотров
Бетина О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ДИНАМИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Сущность понятия «страх» у дошкольников 6 1.2. Особенности страхов у дошкольников 10 1.3. Современные подходы в изучение страхов у детей дошкольного возраста 15 Выводы по главе I 22 Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №7» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 23 2.1. Результаты проведенного исследования страхов у дошкольников 23 2.2. Анализ исследования страхов в ГБДОУ «Детский сад №7» общеразвивающего вида Приморского района Санкт-Петербурга 30 2.3. Методические рекомендации по профилактике и коррекции страхов у дошкольников 37 Выводы по главе II 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47 ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Читать дальше
Актуальность исследовательских изысканий по проблематике страхов дошкольников обуславливается тем, что, вместе со взрослением у детей изменяется мотивация поведения, взаимоотношения с внешним миром, старшими, ровесниками. Именно от того, получится ли у родителей и педагогов увидеть и понять эти метаморфозы, происходящие с ребенком, и, согласно этому скорректировать своё поведение по отношению к нему, будет зависеть положительность эмоционального взаимодействия, которая является гарантом благополучия нервно-психического здоровья ребёнка. В современной реальности повышается количество стрессовых детерминант, влияющих на личность. Этому негативному влиянию особенно подвержены дети дошкольного возраста, так как ребенок может стать жертвой множества неблагоприятных факторов, способствующих замедлению психических процессов развития личности. Одним из таких факторов считаются детские страхи. С одной стороны, страхи в дошкольном возрасте естественны и необходимы, они развивают воображение ребенка, его творческие способности. С другой стороны - когда страхи становятся стабильным состоянием личности и приводят к отрицательным эмоциям, они начинают тормозить личностное развитие, приводят к появлению тревожных симптомов. Такие стойкие страхи становятся предметом изучения и коррекции для педагогов и психологов. Цель исследования: на основе анализа теоретического и эмпирического материала исследования составить методические рекомендации по профилактике и коррекции страхов детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1.


Боитесь заказать диссертацию по бухгалтерскому учету? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!


Рассмотреть теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции и профилактики страхов у детей дошкольного возраста. 2. Выделить основные особенности страхов у детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть современные подходы в изучение страхов детей дошкольного возраста. 4. Провести исследование по уровню выраженности страхов у детей дошкольного возраста. 5. Проанализировать полученные результаты исследования. 6. Составить рекомендации по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция и профилактика страхов у дошкольников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщена и систематизирована информация о страхах как результатах повышенной тревожности организма, выделены особенности страхов у детей дошкольного возраста, рассмотрены современные подходы в изучении страхов детей дошкольного возраста. Проведенный теоретический анализ содержания и динамики страхов позволяет расширить представление о причинах появления страхов у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: Проведено собственное исследование страхов у дошкольников, составлен план по профилактике выраженности страхов у дошкольников, а также даны рекомендации по профилактике и коррекции страхов детей дошкольного возраста. Методологическая база исследования основывается на представлениях В.И. Гарбузова, В.А. Гурьевой, Н.С. Жуковской, А.И.Захарова, В.В. Лебединского и др. о проблеме страхов в детском возрасте. Многие зарубежные и отечественные авторы уделяли большое внимание изучению страхов взрослых людей и профилактике возникновения страхов в детстве – З. Фрейд, Э. Фромм, С. Холл, К.Хорни, В.Н. Бехтерев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.А. Екжанова, A.B. Запорожец, Т.С. Комарова, В.С. Мухина и др. Методы исследования: Теоретические методы: сравнение, анализ, классификация, обобщение. Эмпирические методы: анкетирование, опрос, наблюдение.

Читать дальше
Проблема детских страхов до сих пор остается актуальной проблемой многих психологов. Страхи в детском возрасте являются вполне закономерным явлением. Они служат своеобразным защитным механизмом для несформировавшейся детской психики. Хотя существует большое количество работ, освещающих проблемы страхов в дошкольном возрасте, этот вопрос остается не до конца изученным. В настоящее время отмечается тенденция возрастания числа детей со страхами. Это связано с новыми информационными технологиями, которые прочно вошли в нашу жизнь, стали частью жизни и дошкольников. В данной работе был проведен не только анализ литературы по теме исследования, но и акцентировано внимание на особенностях страхов у дошкольников, современных подходах в диагностике и коррекции страхов детей дошкольного возраста. Все психологи акцентируют свое внимание на том, что главное вовремя обратить внимание на страхи, существующие у ребенка и незамедлительно приступить к их коррекции. Страхи, которые прейдут вместе с ребенком-дошкольником во школьный, подростковый или взрослый возраст, чреват развитием различных фобий, нервозов и других психосоматических растройств. Период дошкольного детства характеризуется высоким уровнем зависимости от взрослого, а также прохождение данного этапа становления личности ребенка определено тем, как складываются отношения детей с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения. Рост числа неврозов у родителей дошкольников откладывает отпечаток на росте числа страхов детей, порождая некий замкнутый круг, который можно разорвать только оказанием эффективной помощи всем участникам воспитательного процесса. Проведенное исследование в рамках данной работы показало, что многие дошкольники обладают достаточно высоким уровнем приверженности страхам, а также высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой. Поэтому были рассмотрены различные методы и методики для профилактики и коррекции приверженности страхам, а также составлена программа работы с детьми дошкольного возраста. Предложенная программа, а также методические рекомендации, изложенные в данной работе способны помочь не только самим дошкольникам, но и всем взрослым, участвующим в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Изложенная в работе гипотеза полностью подтвердилась, цель исследования доказана, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Абдурахманова, М.А. Игра дошкольника как средство коррекции детских страхов / М.А. Абдурахманова, П.М. Гарунова // Современные проблемы психолого-педагогического образования. Материалы 5-ой международной научно-практической конференции. К 115 летию Петра Яковлевича Гальперина - выдающегося психолога, представителя Московско-Харьковской научной школы. В 5-ти частях. Ответственные редакторы П.Г. Гасанова, Б.М. Гасанова, Д.М. Даудова. 2018 Издательство: Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала). – С. 176-181. 2. Андреева, Е.Ф. Анализ эффективности психологической коррекции детских страхов у старших дошкольников с результатами констатирующего эксперимента / Е.Ф. Андреева, Е.В. Николаев // История, современное состояние и перспективы развития науки. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований" (Уфа). 2020. – С. 82-84. 3. Андреева, Е.Ф. Методы и приемы психологической коррекции детских страхов у старших дошкольников / XX Юбилейная всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов. Материалы конференции. 2019. Издательство: Технический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Нерюнгри). –28-30 марта 2019. – С. 51-55. 4. Асрян, А.А. Принципы построения образовательной среды как детерминанта преодоления дошкольниками страхов и тревоги / А.А. Асрян // Экстремальная психология в экстремальном мире. Материалы I Международного молодежного научного форума. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, В.Е. Петрова, В.М. Позднякова. 2019 Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва). – С. 111-113. 5. Большина А.А. Особенности страхов у дошкольников с заиканием в контексте их воображения / Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. // Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. 2015. Издательство: Алтайский государственный университет (Барнаул). – 2015. – С. 1763-1769. 6. Булгакова, Д.С. Коррекция страхов старших дошкольников с использованием арт – терапии // Перспективы развития науки и общества в условиях инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС" (Уфа). – 2018. С. 213-216. 7. Вегнер, Л.А. Методика «Несуществующее животное» / Л.А. Вегнер [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/355-projective-techniques-non-existent-animal (Дата обращения: 11.10.2022 г.). 8. Ветошева В. И., Третьякова Т. М., Макарова А. А. Рекомендации по борьбе со страхами и оптимизации тревожного состояния детей дошкольного возраста – Сыктывкар: ГОУДПО «КРИРО», 2020. – 156 с. 9. Вознюк, В.Д. Взаимосвязь эмоционального развития и страхов дошкольников / Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. – 2021. – № 6(30). – С. 2-5. 10. Волосникова, Т.А. Особенности психологической коррекции страхов старших дошкольников / Т.А. Волосникова // Современные проблемы общества глазами молодых ученых. Сборник научных трудов молодых ученых, магистрантов, студентов. Ставрополь, 2019. Издательство: Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь). – С. 18-24. 11. Воробьева Е.Г. Психологические особенности тревожности и страхов у дошкольников / XIII Машеровские чтения. – Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Редколлегия: И.М. Прищепа [и др.]. 2019 Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск). – 2019. – С. 263-264. 12. Гадаборшева, З.И. Помощь дошкольникам в преодолении страхов / З.И. Гадаборшева // Педагогика и психология в современном мире. – 2019. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. Издательство: Чеченский государственный педагогический университет (Грозный). – 24 октября 2019. – С. 161-167. 13. Гончаренко, Н.В. Теоретические основания исследования особенностей страхов старших дошкольников из семей с разными типами детско-родительских отношений / Н.В. Гончаренко // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. 2018 Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании (Киров). – 26 марта 2018. – С. 27-32. 14. Гудонис, В.П. Страхи современных старших дошкольников и их родителей / В.П. Гудонис, И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 4(94). – С. 36-45. 15. Гут, Ю.Н. Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников / Ю.Н. Гут, С.В. Шкилев, Н.Н. Доронина, Е.И. Зиборова // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 106-113. 16. Долгова, В.И. Особенности превентивной работы со страхами дошкольников / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, Д.Л. Абдырахманова // научно-методический электронный журнал Концепт. – 2022. – №1. – С. 62-79. 17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: «Издательство СОЮЗ». – 2000. – 448 с. 18. Захарова, А.И. Тест на выявление детских страхов «Страхи в домиках» / А.И. Захаров, М.А. Панфилова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psichologvsadu.ru/diagnostika/296-test-detskie-strachi-v-domikach-zacharov-panfilova (Дата обращения: 11.10.2022 г.). 19. Ильин Е. П. Психология страха – СПб: «Питер», 2017. – 252 с. 20. Карпушкина, Н.В. Особенности эмоциональных нарушений (тревожность, страхи) у старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №72-2. – С. 330-334. 21. Кияшко, Д.Ю. Особенности проявления тревожности и страхов у современных дошкольников / Д.Ю. Кияшко, Е.Г. Воробьева // Современное образование Витебщины. – 2020. – №3 (29). – С. 36-38. 22. Климова, Т.О. Коррекция страхов у старших школьников в игровой деятельности / Т.О. Климова // Ratio et natura. – 2020. – №2 (2). – С. 32-33. 23. Кононыхина, Е.С. Коррекционные технологии по преодолению страхов у старших дошкольников с нарушением зрения / Е.С. Кононыхина // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – 2022. – Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска. Магнитогорск, 2022Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск). – 30-31 марта 2022. – С. 287-290. 24. Куприянчук, Е.В. Коррекция тревожностей и страхов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методом арт-терапии / Е.В. Куприянчук // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2020. – №3. – С. 169-178. 25. Лапшина. Л.А. Использование книги-игры «дом Монстриков» в работе педагога-психолога для коррекции тревожности и страхов у дошкольников / Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1(30). – С. 587-593. 26. Левина, А.А. Особенности проявления тревожности и страхов у дошкольников с нарушениями зрения / А.А. Левина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Сборник статей по материалам LXXII студенческой международной научно-практической конференции. 2018. Издательство: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга (Новосибирск). – С. 151-155. 27. Лиознова, Е.В. Наведенные страхи дошкольников / Е.В. Лиознова // Медицина: теория и практика. – 2019. – Том 4. – №5. – С. 312-313. 28. Макушкина, О.М. Страхи старших дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений / О.М. Макушкина, И.А. Саливон // Современные проблемы и перспективы развития естествознания. Материалы национальной научно-практической конференции. 2020 Издательство: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа). – С. 94-98. 29. Мешкова, И.В. Коррекция страхов у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности / И.В.Мешкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-3. – С. 331-335. 30. Новикова, И.А. Коррекция социальных страхов у старших дошкольников с нарушениями зрения посредством игр с кинетическим песком / И.А. Новикова, Е.С. Зайцева, И.Л. Чистякова // Научный потенциал. – 2020. – №1 (28). – С. 52-55. 31. Обухова, Н.М. Особенности содержания страхов у старших дошкольников, имеющих различное статусное положение в группе детского сада / Н.М. Обухова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №4-5 (20-21). – С. 89-93. 32. Оникова, Т.Н. Особенности проявления страхов у детей дошкольников из семей мигрантов / Т.Н. Оникова // Пензенский психологический вестник. – 2019. – №1 (12). – С. 78-84. 33. Романовцева, С.Д. Снижение страхов у старших дошкольников с задержкой развития посредством арт-техник / С.Д. Романовцева // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований" (Уфа). – С. 152-154. 34. Румянцева, А.В. Преодоление повышенного уровня страха дошкольников с нарушением речи средствами изобразительной деятельности / А.В. Румянцева, Ю.М. Васина // Modern science. – 2020. – №5-3. – С. 521-524. 35. Рюмина, И.М. Исследование содержательных особенностей страхов у старших дошкольников / И.М. Рюмина, Е.Г. Вишнякова // Научные исследования современности: от разработки к внедрению. – 2018. I Межународная научно-практическая конференция, Смоленск, 31 мая 2018 года. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «НОВАЛЕНСО» (Смоленск). – С. 81-85. 36. Сергуничева, Н.А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников / Н.А. Сергуничева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – №4. – С. 561-574. 37. Симакова, Т.Е. К проблеме детских страхов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.Е. Симакова // Специальное образование. – 2015. Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). 2015. Издательство: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). – 22-23 апреля 2015. – С. 244-247. 38. Соколова, О.С. Диагностическое исследование страхов старших дошкольников с задержкой психического развития / О.С. Соколова, О.П.Заболотских // Дошкольное детство. Актуальные вопросы образовния и воспитания. Сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2018 Издательство: Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола). – С. 201-205. 39. Терехова, М.Д. Психолого-педагогическая коррекция страхов старших дошкольников / М.Д. Терехова // Трибуна ученого. – 2022. – №2. – С. 333-337. 40. Тимошенко, А.Ю. Использование элементов игротерапии и сказкотерапии в преодолении страхов у дошкольников с задержкой психического развития / А.Ю. Тимошенко, Т.С. Бутарева // EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). – С. 222-225. 41. Толоконникова, Е.Ю. Арт-терапия у старших дошкольников / Е.Ю. Толоконникова // Студент и наука (гуманитарный цикл). Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Гл. редактор Н.Н. Макарова, отв. редактор М.С. Закамалдина. 2020 Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск). – С. 1104-1109. 42. Тэммпл, Р. Тест тревожности / Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/pm/1/13.html (Дата обращения: 11.10.2022 г.). 43. Фадеева, А.А. Характеристика страхов современных дошкольников / А.А. Фадеева, М.В. Данилова // Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС" (Уфа). – С. 195-197. 44. Федорова, В.П. Особенности страхов у дошкольников с нарушениями речи / В.П. Федорова, Л.В. Андреева // Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции. 2022. – С. 110-111. 45. Фрейд, З. Страх. — М. : Современные проблемы, 2017. — 432 с. 46. Хижняк, Л.А. Коррекция страхов у старших дошкольников средствами музыкальной терапии / Л.А. Хижняк, Ю.М. Еремина // Инновационные технологии в образовании. – 2017. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2017 Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). – 25 августа 2017. – С. 177-180. 47. Шавшун, Т.И. Психолого-педагогическая коррекция страхов у дошкольников средствами интегральной мызыкотерапии / Т.И. Шавшун // Вестник науки и образования. – 2019. – №4-2 (58). – С. 81-87. 48. Щур, В.Г. Методика исследование самооценки «Лесенка» / В.Г. Щур [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/wall-176377855_15453 (Дата обращения: 11.10.2022 г.).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и назначение нарядов по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Разработка проекта модели мужского костюма в готическом стиле
Количество страниц:
32
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дизайн
курсовая работа
Инженерно-технические средства защиты периметра
Количество страниц:
25
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Правоохранительные органы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image