По своей правовой природе унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, своего рода «переходной формой» и, по мнению ученых, этот термин должен перейти в раздел об объектах гражданских прав. Эта своеобразная организационно-правовая форма является исключением, сохраняемым законодателем в период становления рыночной экономики, в первую очередь для государственных и муниципальных (государственных) собственников. Такая ситуация обусловлена особенностями развития экономики в советский период, когда основными хозяйствующими субъектами были государственные предприятия. Государство, как единоличный владелец крупной собственности, создавало свои предприятия, утверждало их уставы, определяло объем и характер их правоспособности, назначало свои органы управления и фактически руководило всей их деятельностью, формально не отвечая за ее результаты.
В своей деятельности государственные (муниципальные) унитарные предприятия не могут руководствоваться только теми задачами, которые ставит перед ними рынок. Они должны осуществлять политику субъектов публичного права по предоставлению гражданам, организациям и самим субъектам публичного права определенных товаров, независимо от желательности такой деятельности для предприятий как участников товарооборота. Соответственно, государственные (муниципальные) унитарные предприятия активно участвуют в обращении собственности с целью выполнения функций субъектов публичного права.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют особый правовой статус, который служит отправной точкой для их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе деловых отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом этой системы. В России исторически государство в силу географических, климатических и внешнеполитических факторов наряду с обычными функциями, присущими всем государствам, выполняло функцию экономического субъекта. Сегодня унитарные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, и важность и необходимость участия государства в торговле очевидна.
В настоящее время, по сути, унитарные предприятия являются своего рода инструментом ограничения ответственности собственника (государства или муниципалитета) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, переданного в ведение хозяйствующего субъекта (оперативного управления) учрежденному предприятию с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности. использование федеральной собственности и обеспечение поступления части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий в федеральный бюджет.
В связи с этим в действующем законодательстве сохранена концепция создания унитарного предприятия для государственных собственников. При этом важно отметить, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать, как политику увеличения массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня, более чем когда-либо, существует объективная необходимость в создании последовательной, экономически и логически согласованной системы критериев, в соответствии с которыми определенные объекты выбираются для государственного управления на основе строгого и детального механизма управления и контроля за государственной собственностью.
На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права резко снижается: их место занимают хозяйственные товарищества и ассоциации. Политика государства направлена на сокращение автономии унитарных предприятий, конечной целью которой является исключение права на хозяйственное управление из национального законодательства и закрепление за не приватизированной государственной собственностью права оперативного управления. Однако это не означает полного исчезновения унитарных предприятий из гражданского оборота, поскольку в определенных сферах рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой государством.
В заключении следует сформулировать следующие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства об унитарных предприятиях.
1. Когда государство пытается покровительствовать отдельным представителям экономической и политической элиты в ущерб обществу, в условиях его функционирования в качестве своеобразной самодостаточной структуры в своих интересах (в интересах бюрократии, политического и экономического истеблишмента), необходимо создавать правовые механизмы, которые сдерживают коррупцию. функция социального контроля над принятием индивидуальных административных решений в государственном секторе экономики. В частности, можно расширить существующую упрощенную схему органов управления унитарного предприятия, включив в нее трудовой коллектив (в виде Совета, Общего собрания и т.д.).
2.Необходимо занять позицию, согласно которой унитарные предприятия являются одной из наиболее приемлемых организационно-правовых форм юридического лица, имущественная обособленность которого основана на государственной собственности. Выглядит по меньшей мере странно, когда государственные органы используют унитарные предприятия как организации особого профиля, а также адаптируют эту организационно-правовую форму к исключительно убыточным производствам с продукцией, продаваемой по заниженным ценам, а также в оборонном комплексе. Необходимо использование унитарных предприятий в изначально прибыльных по своей экономической природе секторах экономики, таких как энергетика, газ и нефть; в наукоемких отраслях, требующих долгосрочных государственных инвестиций. Несмотря на сегодняшние конъюнктурные решения о дальнейшей приватизации и создании конкурентной и рыночной среды в этих секторах, необходимо учитывать текущее бесперспективное положение дел, когда федеральная исполнительная власть посредством нормативных материалов, не имея других рычагов влияния на новые экономические общества, может быть, и не будет: частные собственники, вмешиваются в экономические процессы в отраслях экономики, имеющих национальное значение, по мере их обострения.
3.Модель унитарного предприятия в перспективе могла бы решить проблему противодействия дезинтеграционным процессам в отдельных социально значимых нерыночных отраслях экономики в условиях, когда государство перестало оперативно руководить высокотехнологичной промышленностью и производством.