ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проблемы воспитания 5
1.1. Сущность и содержание воспитания 5
1.2. Воспитание в структуре образовательного процеса 11
2. Особенности воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования 15
2.1. Формирование системы учреждений дополнительного образования в России 15
2.2. Формы и методы воспитания на занятиях дополнительного образования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Дополнительное образование детей традиционно рассматривается как один из элементов сферы воспитания, органично и естественно сочетающий в себе процессы обучения ребенка какой-либо конкретной прикладной деятельности и разностороннего воспитания (эстетического, социального, трудового и так далее). Воспитание должно рассматриваться как приоритетная составляющая процесса дополнительного образования детей.
В отличие от общего (базового) образования, формирующего у школьника начальные научные представления об окружающем мире (которые, зачастую, он не знает куда применить), дополнительное образование детей «дает им в руки» прикладные знания, умения и навыки (которые можно сразу использовать в реальной жизни). Поэтому именно воспитание в значительной мере будет определять, где и как человек будет использовать полученную им практико-ориентированную подготовку: научившись рисовать, он может стать художником (профессионалом или любителем) и украшать окружающую действительность, а может заняться преступной подделкой живописных полотен; будучи музыкально подготовленным, он может стать исполнителем (а может быть и создателем) прекрасной музыки, доставляющей удовольствие и радость людям, а может выбрать для исполнения «русский шансон» и выступать с таким репертуаром на «блатных сходках» и в ресторанах; и так далее. Именно поэтому воспитательные аспекты должны рассматриваться в дополнительном образовании детей как приоритетные.
Воспитание представляет собой комплексный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием многих факторов – семьи, образовательных учреждений, окружающей среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и так далее. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и весьма неоднозначный характер (то есть зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Дополнительное образование детей в целом, и его воспитательную составляющую в частности, нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психологопедагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков (хотя отчасти и выполняет эти функции). Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
Читать дальше
1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.:Школа-пресс, 1995. — 447 с.
2. Каргина, З.А. Воспитательные аспекты дополнительного образования детей. [Электронный доступ]. Код доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/vospitatelnye-aspekty-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.pdf. Дата обращения: 12.11.2022.
3. Каримова Р.М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2005. - 219с.
4. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры. // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 1. № 3. 2012. с. 523-532.
5. Хачирова, Б.Р. Актуальные методы и формы воспитательной работы в учреждении дополнительного образования. – 2021. [Электронный доступ]. Код доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/aktualnie_formi_i_metodi_vospitatelnoj_raboti_v_164003.html. Дата обращения: 14.11.2022.
6. Ушинский К.Д. О воспитании детей и юношества. – М.: Амрита-Русь, 2018. – 212 с.
7. Законы. Российская Федерация. Об образовании: Закон российской Федерации. - 3-е изд. - М.: ИНФА, 2001. с. 23
Читать дальше