Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности…….5
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности……………………………5
1.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности…………………………….10
Глава 2. Организация оперативно-розыскной деятельности в странах Западной Европы и США………………………………………………………21
2.1 Оперативно-розыскная деятельность в странах Западной Европы: сущность, правовое регулирование……………………………………………21
2.2 Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в США……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………………31
Читать дальше
Итак, оперативно-розыскная деятельность – это деятельность уполномоченных должностных лиц, которая регламентируется законом и осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Целью проведения оперативно-розыскных мероприятий является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
К результатам оперативно-розыскной деятельности относятся сведения, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также с использованием оперативной техники о признаках преступления, которое готовится к совершению либо уже совершено, а также о лицах, которые готовятся к совершению преступления или совершили его уже.
Одним из средств осуществления оперативно-розыскной деятельности является оперативная техника. Оперативная техника представляет собой совокупность технических средств, устройств, аппаратуры, используемую сотрудниками ОВД в целях выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу использования оперативной техники составляет комплекс законодательных и подзаконных актов.
Отметили три самые основные проблемы, которые препятствуют применению результатов ОРД, полученных при помощи технических средств, в качестве доказательств. Кратко обозначим их:
1. Отсутствие закрепления процессуальным законом результатов ОРД, полученных при помощи технических средств, в качестве доказательств по уголовному делу.
2. Сложность оценки соответствия результатов ОРД требованиям, предъявляемым к доказательствам по уголовному делу.
3. Отсутствие процедурной формы ОРМ, присущей следственным действиям.
Для решения отмеченных проблем применения результатов оперативно-розыскной деятельности, предложили некоторые рекомендации.
Во-первых, предлагается внести корректировки в формулировку ст. 89 УПК РФ.
Во-вторых, предлагается проведение в два этапа проверки результатов ОРД на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к доказательствам, в частности соответствия требованию допустимости.
Наконец, в-третьих, предлагается внести в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» положений, четко регламентирующих и устанавливающих порядок фиксации результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных с использованием оперативной техники.
В отличие от российского законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности в странах Запада оперативно-розыскная деятельности регулируется уголовно-процессуальным законодательством (Германия, Франция). Уголовный процесс за рубежом широко использует информацию, полученную через разоблачителей или агентурные аппараты, в том числе для доказывания в ходе следствия и судебного рассмотрения уголовных дел, что в России пока не может быть широко использовано в силу менталитета, следственной практики и сложившейся судебной практики. Работа под прикрытием в России больше информативна, чем доказательна.
Одним из отличий норм оперативно-розыскного законодательства иностранных государств является отсутствие привилегий по отношению к какому-либо должностному лицу, т.е. возможно проведение оперативно-розыскной деятельности без учета служебного положения гражданина и его статуса. Это способствует реальному равноправию всех граждан и серьезно влияет на борьбу с коррупцией в сфере государственной власти на всех уровнях.
Результаты ОРД сотрудники ОВД получают в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия, в свою очередь, не обладают процедурной формой, которая присуща следственным действиям, а, значит, результаты ОРМ не могут выступать в качестве доказательственной базы. С этим связана третья проблема применения результатов ОРД в качестве доказательств.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 20.10.2022) "О прокуратуре Российской Федерации"// Собрание Законодательства РФ. 1995. №47. Ст. 1
8. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2022) "О государственной тайне" // "Российская газета" от 21 сентября 1993 г. N 182
9. Алферов В.Ю. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие / В.Ю. Алферов. – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с. 18
10. Боголюбов С. А. Исследование зарубежного и международного экологического права в целях научного обеспечения законотворчества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 2. – С. 21-23
11. Гордеев С.Н. Организация розыскной работы правоохранительных органов (зарубежный опыт) / С.Н. Гордеев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - № 3. - 2016. - С. 135-138
12. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / К.К. Горяинов. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2015. – с. 203
13. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. - Москва: Огни, 2016. – с. 198
14. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев. - М.: Инфра-М, Норма, 2017. – С. 213
15. Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / И.А. Климов. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 892 c.
16. Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2016. - 302 c.
17. Пронин К. В. Краткий курс по оперативно-розыскной деятельности / К.В. Пронин. - М.: Окей-книга, 2017. - 128 c.
18. Саитбаев Т. Р. Структура правоохранительных органов США и организация их взаимодействия в борьбе с преступностью // Щит. - 1999. - № 4. С. 3-5.
19. Сокол В. Ю. Полицейский розыск в Германии // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2009. - № 1. – С. 13-16
20. Якубов А. С., Асямов С. В., Таджиев А. А., Миразов Д. М. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: учеб. пособие. Ташкент, 2010. – 91 с.
21. Koltsov D. V. Requirements of the precedent practice of the European Court of Human Rights to conduct operational-search activities «Test procurement» and «Operational experiment» // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. - 2019. - № 3 (51). - P. 48–59.
22. Pavlenko S.O. Genesis of legal regulation of operational investigation tactics // Constitutional State. – 2021. – р. 151-168
Читать дальше