Законами, определяющими порядок уголовного судопроизводства, является не только Уголовно-процессуальный кодекс РФ, но и уголовно-процессуальные нормы других федеральных законов, содержащие уголовно-процессуальные предписания, не противоречащие УПК, основанные на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ратифицированные, официально опубликованные и вступившие в законную силу Международные договоры. Как мы отмечали выше, большинство уголовных дел содержат в себе какое-либо нарушение. Вопрос лишь в его существенности. Через весь текст Уголовно-процессуального кодекса идет красной строкой мысль – нарушения закона, для отмены вынесенного решения, принятия других действенных мер, должны иметь значимый характер: принципиален не столько сам факт нарушения, сколько его существенность, его способность ущемить чьи-либо права.
Социальные явления, детерминирующие нарушения уголовно-процессуального закона, называются причинами и условиями. Причиной называется явление или совокупность явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают это явление.
Причина сама по себе порождает следствие. Следствием или действием называется то явление, которое следует за другим явлением и вызывается им. Однако каждая причина действует при наличии некоторых условий, называемых необходимыми условиями действия причины. Поэтому условие – это явление, которое формирует причину и создаёт возможность её действия, эта связь с последствием является обуславливающей.
Условия – это комплекс явлений, которые сами по себе не могут непосредственно породить явление (следствие), но, сопутствуя причинам в пространстве и времени и влияя на них, обеспечивают определённое их развитие, необходимое для возникновения явления (следствия). Причины нарушений закона имеют социально-психологическое содержание. Содержание же условий может быть социально-психологическим, экономическим, социальным, правовым, организационным, то есть самым разнообразным.
Перечень безусловных нарушений уголовно-процессуального закона не является исчерпывающим. Судебная практика относит к ним, например: невручение или несвоевременное вручение обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта; осуществление одним и тем же лицом защиты двух и более подсудимых, если интересы одного из них противоречат интересам другого; нарушение права обвиняемого (подсудимого) на выбор адвоката; непредоставление подсудимому (при отсутствии у него защитника) слова для защитительной речи или последнего слова; рассмотрение уголовного дела судом без участия защитника ввиду отказа от него подсудимого, хотя участие указанного адвоката к началу судебного заседания не было обеспечено; отсутствие в деле постановления следователя о принятии уголовного дела к своему производству; проведение судебного разбирательства в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ, в отсутствие потерпевшего и без его согласия; рассмотрение уголовного дела в порядке, предусмотренном гл. 40 и 40.1 УПК, в отношении несовершеннолетнего; нарушение ст. 240 УПК о непосредственном исследовании доказательств судом (ссылка в приговоре на показания свидетелей, данные ими в ходе предварительного следствия, без оглашения этих показаний и без допроса этих свидетелей в суде); оглашение показаний свидетеля, данных в ходе предварительного следствия, с нарушением требований ст. 281 УПК; нарушения п. 3 ч. 1 ст. 308 УПК (в резолютивной части приговора, например, не указан пункт ч. 2 ст. 161 УК, по которой осужденный признан виновным); нарушение предусмотренного ст. 271 УПК права подсудимого заявлять ходатайство о вызове свидетелей; нарушение ч. 5 ст. 231 УПК (отклонение заявленного в ходе предварительного слушания ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей и другие).