Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 9 1.1. Понятие «психологическая травма», классификация травм, негативные последствия для лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, и история исследования психологической травмы. 9 1.2. Организация и методики исследования лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАВМ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 40 2.1. Эмпирическая характеристика лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 40 2.2. Анализ факторов, влияющих на травматизацию лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 44 2.3 Анализ опыта работы по преодолению травм у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, и пути ее оптимизации 46 Заключение 51 Список литературы 55

Психосоциальная характеристика травм лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях: технологии преодоления.  

дипломная работа
Психология
60 страниц
72% уникальность
2022 год
4 просмотров
жигалина о.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 9 1.1. Понятие «психологическая травма», классификация травм, негативные последствия для лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, и история исследования психологической травмы. 9 1.2. Организация и методики исследования лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАВМ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 40 2.1. Эмпирическая характеристика лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 40 2.2. Анализ факторов, влияющих на травматизацию лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 44 2.3 Анализ опыта работы по преодолению травм у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, и пути ее оптимизации 46 Заключение 51 Список литературы 55
Читать дальше
Катастрофы случаются довольно часто. Они могут быть вызваны природой, включая землетрясения, наводнения, лесные пожары, ураганы или торнадо. Кроме того, бедствия могут быть антропогенными, вызванными людьми по недосмотру или небрежности, например, несчастный случай на производстве или пожар в квартире, или по преднамеренному умыслу, как в случае с терроризмом.


Мы делаем срочные курсовые работы на заказ в Хабаровске , заполняйте форму на сайте.


Зачастую страдает большое количество людей, и они переживают травмы и потери. После бедствия может произойти множество потерь, включая потерю близких, сослуживцев, соседей и домашних животных, потерю домов, рабочих мест, школ, культовых сооружений, имущества и общин. Пострадавшие также могут потерять привычный образ жизни, работу, школу и общение с другими людьми. Некоторые могут потерять уверенность в завтрашнем дне. Некоторые бедствия, такие как терроризм, продолжаются в течение длительного периода времени и могут создавать ощущение постоянной незащищенности и подверженности опасности или угрозе опасности, что может затруднить жизнь некоторых людей. После катастрофы нормально испытывать ряд стрессовых реакций, которые могут продолжаться в течение значительного периода времени. А после внезапных, травмирующих потерь, вызванных бедствиями, нормальным является то, что горевание и траур протекают неравномерно, ощущаются более интенсивно и растягиваются во времени. При любых катастрофах ощущение безопасности, защищенности и предсказуемости мира ставится под сомнение, и чувство неопределенности становится частью жизни. Число стихийных бедствий год от года не уменьшается, а количество их жертв растет. При этом большинством исследователей, психологами-практиками отмечается необходимость разработки комплексных подходов преодоления последствий травматических ситуаций. Наиболее остро отмечается недостаточность разработанности психосоциального подхода. Требуется необходимость разработки психосоциальных технологий. Объект исследования – лица, пострадавшие в экстремальных ситуациях. Предмет исследования – психосоциальные технологии преодоления психических травм у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях Цель исследования – теоретически и эмпирически изучить проблему травматического опыта у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, а также разработать социально-психологические технологии преодоления последствий травм. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать понятие «психологическая травма», классификацию травм, негативные последствия для лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, и историю исследования психологической травмы. 2. Изучить и выбрать методы и методики исследования лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 3. Провести эмпирический анализ факторов, влияющих на травматизацию лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях 4. Провести анализ опыта психосоциальной работы по преодолению травм у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, и пути ее оптимизации В качестве гипотез исследования мы выдвигаем следующие предположения: 1. У лиц, столкнувшихся с травматическим опытом, наблюдаются признаки посттравматического стрессового расстройства разной степени выраженности. 2. Основными факторами, усиливающими симптомы стрессового расстройства, являются применение неадаптивных стратегий совладания со стрессом и переживание социального одиночества. 3. Разработанный социальный проект «Новая жизнестойкость» с реализацией комплексной психосоциальной работы по минимизации и устранению симптомов посттравматического стрессового расстройства может способствовать преодолению ПТСР у лиц, подвергшихся воздействию экстремальных ситуаций. Теоретико-методологические основы исследования Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), взгляды Э. Эриксона на построение личности (эпигенетическая теория), исследования психологической травмы (Б.А. Воскресенский, В.Е. Пелипас, Т.Б. Дмитриева, И.А. Козлова, М.И. Буянов, В.Д. Менделевич, Ц.П. Короленко). На сегодняшний день существует большое количество исследований, посвященных проблематике психической травмы. Среди наиболее значимых можно выделить публикации работ таких отечественных ученых, как В.Н. Мясищев, С.Д. Семенов, Н.Ф. Дементьева, Н.Д. Лакосина, Н.И. Погибко, М.Э. Телешевская, Г.К. Ушаков, Ю.А. Ильинский, Г.В. Морозов, Б.А. Воскресенский, В.Е. Пелипас, Т.Б. Дмитриева, И.А. Козлова, М.И. Буянов, В.Д. Менделевич, Ц.П. Короленко, Е.Н. Загоруйко. Среди зарубежных исследователей можно выделить работы таких авторов, как Р.Д. Сторолоу, Д. Калшед, М. Балинт, Х. Биндер, Т. Каммерер, Х. Теорелл, Х. Кристал, Дж. МакДугалл, Ф. Тастин, Дж. Херман, Дж. Айген. Организация и методики исследования. Первый - информационно-аналитический этап. В ходе данного этапа выдвигались предварительные гипотезы, анализировались подходы к изучению данной проблемы, определяются цель и задачи исследования, а также предмет и объект, проводился теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, анализировались существующие отечественные и зарубежные подходы к изучению проблемы, а также подбирались методы исследования и психодиагностические методики, которые определяются исходя из задач и предмета исследования. Методы и методики исследования, используемые в работе: 1. диагностические методики для характеристики предмета исследования: Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства. 2. методики для выявления факторов исследуемого предмета: Опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус, С. Фолкман), Диагностический опросник Одиночество (тип) (А.С. Корчагина) 3. проективные социально-психологические методы: разработка и внедрение социального проекта для осуществления воздействия на выявленные факторы. 4. методы математической обработки результатов исследования: сравнительный анализ, критерии значимости различий U Манна-Уитни. Второй – эмпирический этап. В это время проводится эмпирическое исследование по теме с применением ранее выбранных методик; производится количественная обработка полученных результатов, дается их качественный анализ. Третий - обобщающе-внедренческий этап, посвящался обобщению и систематизации полученных эмпирических результатов исследования и их интерпретации, а также оформлению, апробации и внедрению результатов исследования, реализация социального проекта. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:  уточнена сущность и содержание посттравматического расстройства у жертв катастроф;  проанализированы социально-психологические механизмы и факторы, обуславливающие возникновение и развитие симптомов травматического стресса у жертв экстремальных ситуаций;  сформулированы принципы социально-психологической работы с лицами, пострадавшими в экстремальных ситуациях. Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволило выявить особенности развития посттравматического расстройства у жертв катастроф, на основе чего был разработан социальный проект, направленный на снижение симптоматики посттравматического стрессового расстройства у жертв катастроф, а также представлены современные технологии по преодолению симптомов, использование которых на практике может повысить эффективность социально-психологической деятельности. Эмпирическая база исследования ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области» Достоверность и надежность положений, выводов и рекомендаций: обусловлены логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезами, репрезентативным объемом выборки, предварительной апробацией применяемых методик и использованием современных математико-статистических методов обработки эмпирических данных, внедрением результатов исследования в практику. Основные положения, выносимые на защиту 1. Психическая травма – особе состояние, развивающееся у лиц, столкнувшимися с событиями, вызвавшими чрезвычайно высокий уровень психологического стресса и сопровождавшегося ощущениями бессилия, проявляющееся в наборе симптомов повышенной бдительности, тревожности, повторного переживания травматического опыта и последующими затруднениями в социально-психологической адаптации. 2. В связи с особенностями переживания стресса во время катастрофических ситуаций у многих жертв таких событий развиваются симптомы травматического расстройства. 3. На развитие травматического расстройства влияют как социальные факторы (катастрофические события социального или природного генеза), так и психологические (переживание социального одиночества и использование непродуктивного совладающего поведения). 4. Для преодоления симптомов травматического стрессового расстройства у жертв катастроф целесообразно использовать психосоциальные технологии, направленные на нейтрализацию факторов, приводящих к его возникновению. Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты внедрены в практику базы эмпирического исследования. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного 54 источниками.  

Читать дальше
Психическая травма является особым состоянием, развивающимся у лиц, столкнувшимися с событиями, вызвавшими чрезвычайно высокий уровень психологического стресса и сопровождающимся ощущениями бессилия и проявляющееся в наборе симптомов повышенной бдительности, тревожности, повторного переживания травматического опыта и последующими затруднениями в социально-психологической адаптации. В результате анализа результатов эмпирического исследования, нами было установлено, что пережившие экстремальную ситуацию люди могут чувствовать себя покинутыми, потерянными. Также нами было установлено, что жертвы чрезвычайных ситуаций и катастроф оказываются в ситуации социального одиночества и используют непродуктивные копинг-стратегии (избегание и дистанцирование). Вместе с тем, переживание одиночества может быть в значительной мере скорректировано психосоциальными методами. Исследования показывают, что существуют способы управления негативными мыслями и чувствами одиночества, которые можно практиковать в одиночку. Многие люди восприимчивы к идее управления одиночеством с помощью психологии, что позволяет предположить, что подобная работа может быть эффективной. Выделение времени для размышлений о личных триггерах одиночества или о том, что стало причиной одиночества, является важным первым шагом в работе над тем, что может помочь избавиться от этих чувств. Записывание мыслей может быть полезным. Это помогает замедлиться и проработать нежелательные шаблоны мыслей, что само по себе может вызвать чувство контроля над ситуацией. Хотя одиночество часто описывается как отсутствие значимых отношений с другими людьми, есть также доказательства того, как влияет одиночество на чувство связи с окружающей средой. Проведение регулярного времени на свежем воздухе, с другими людьми или без них, может помочь облегчить чувство одиночества. Выход на улицу, выход в сад или на балкон, или даже взгляд в окно может создать ощущение связи с природой или внешним миром, что, как было доказано, способствует физическому и душевному благополучию. Занятия могут отвлечь от негативных мыслей. Они могут быть самыми разными: от простых занятий, таких как чтение, прослушивание радио или разгадывание головоломок, до более творческих интересов, таких как садоводство, декоративно-прикладное искусство и пение. Появляется все больше доказательств того, что участие в творческих занятиях или деятельность, которая дает ощущение цели, может помочь справиться с одиночеством и улучшить самочувствие. Активное сосредоточение на позитивном и развитие чувства оптимизма может повлиять на самочувствие и может быть использовано в качестве механизма преодоления. Это включает в себя определение того, что приносит удовольствие в текущей ситуации, а также воспоминания о прошлом с акцентом на хорошие времена. Концентрация на краткосрочном будущем, включая составление планов, также может казаться более управляемой, чем концентрация на далеком будущем. Размышления о долгосрочной перспективе могут быть осложнены жизненными событиями, которые труднее контролировать. Краткосрочное планирование включает в себя структурирование дня или недели. Это также помогает определить время, когда одиночество может ощущаться более остро, чтобы подумать, какие конкретные стратегии могут помочь в это время. Учитывая, данные обстоятельства, нами был разработан проект «Новая жизнестойкость» Цель проекта – разработка программы психосоциальной помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях Задачи проекта: - Включение лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях, в систему оказания психосоциальной помощи - помощь в преодолении чувства социального одиночества - обучение конструктивным способам реагирования на стресс - повышение качества жизни лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях Предполагаемые результаты - снижение уровня социального одиночества у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях - снижение уровня стрессовой реакции - повышение конструктивного совладания со стрессом Перспективы проекта высокие, поскольку он хорошо интегрирован в общую систему оказания психосоциальной помощи. Таким образом, цель нашей работы была достигнута, гипотеза подтверждена, а задачи выполнены.
Читать дальше
1. Азарных, Т. Д. Кумулятивный стресс и тяжесть посттравматического стресса / Т. Д. Азарных. – Текст: непосредственный // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – Москва : Институт психологии РАН, 2020. – С. 1033-1042. 2. Алауханов, Е.О. Преступное насилие в отношении женщин: учеб. пособие / Е.О. Алауханов, Н.И. Каиров. – Алматы: Заңәдебиеті, 2008. – 227 с. – ISBN 9965-813-54 -Х. – Текст: непосредственный 3. Александров, Е.О. Посттравматическое стрессовое расстройство: клиника, лечение / Е.О. Александров Новосибирск: Сибвузиздат, 2000. 160 с. ISBN 0-3955-54325-4. – Текст: непосредственный. 4. Альховка, И.А. Альбом жизненных историй: результаты социологического исследования с комментариями психолога и юриста / И.А. Альховка, С.Н. Бурова, Ю.В. Иванюшкина, О.А. Янчук. – Минск, 2012. ISBN 0-321-5246-60 – Текст: непосредственный 5. Антипова, А. А. Изучение социальной поддержки семей с детьми в условиях COVID-19 как актуальная задача прикладных исследований в регионе / А. А. Антипова – Текст: непосредственный.// Российское общество в региональном измерении : Материалы Всероссийской научно-практическую конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А.И. Сухарева, Саранск, 08–09 октября 2021 года. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2022. – С. 153-157. 6. Атоев, А. П. Online-технологии социальной поддержки граждан предпенсионного и пенсионного возраста / А. П. Атоев – Текст: непосредственный. // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы : сборник статей XII всероссийской научно-практической конференции, Орел, 03 декабря 2021 года / Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. – Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. – С. 196-201. 7. Баранова, И. В. Роль социального работника в общеобразовательных учреждениях / И. В. Баранова – Текст: непосредственный. // Качество профессионального образования: традиции и перспективы: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции , Гатчина, 28 февраля 2022 года. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022. – С. 19-24. 8. Бутрим, Г.А. Профилактика юношеского суицида / Г.А. Бутрим, А.А. Колмаков, Н.П. Благенкова, А.А. Урбанович – Минск, 2013. – 400 с. – ISBN: 978-985-6988-97-7 – Текст: непосредственный. 9. Веверка, М. Насилие / М. Веверка– Текст: непосредственный.// Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11 «Социология». 2013. – № 3. – С. 21-30 10. Викторчик, О.В. «Бить или не бить?»: проблема насилия в традиционной культуре русских и белорусов (на материале пословиц). – Текст: непосредственный. // Актуальные проблемы исследования языка и речи : материалы междунар. науч. конф., Минск, 30–31 октября 2001 г. / БГПУ им.М. Танка, 2001. C. 221-246. 11. Вяткина, В.А. Посттравматическое стрессовое состояние Посттравматические стрессовые состояния / В.А. Вяткина – Текст: непосредственный. // Соц. и клин, психиатрия. 2001. – № 4. – С. 27-29. 12. Глебов, В.В. Насилие в семейных отношениях / В.В. Глебов – Текст: непосредственный. // Семья в России. – 2008. – № 4. – С. 45-48. 13. Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. канд. юридич. наук Н.А. Голованова.– М.: Юстицинформ, 2011. – 384 с. – ISBN 678-5-7205-1129-6 – Текст: непосредственный. 14. Дымова, Е. Н. Посттравматический стресс и психологическое благополучие у девушек, переживших эмоциональное насилие / Е. Н. Дымова – Текст: непосредственный. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27. – № 3. – С. 134-139. 15. Дымова, Е. Н. Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации / Е. Н. Дымова, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова – Текст: непосредственный. // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 3. – С. 15-27. 16. Епутаев, Я.Ю. Взаимосвязь формально-динамических свойств индивидуальности с выраженностью признаков посттравматического стрессового расстройства / Я.Ю. Епутаев, М.Е. Иконникова – Текст: непосредственный. // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: материалы науч. конф., посвященной памяти чл.-кор. РАН А.В. Брушлинского, 2 октября 2002 г. / Рос. академия наук, Институт психологии; отв. ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабрина. М.: ИП РАН, 2003. С. 134-162. 17. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд. – Москва: Московский психолого- социальный институт. Изд. Флинта, 2003. – 335 с. – ISBN 978-5-9770-0811-2. – Текст: непосредственный. 18. Жарук, И. А. Посттравматический стресс у детей, находящихся на медицинском лечении, и представление родителей о его выраженности у детей / И. А. Жарук – Текст: непосредственный. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2022. – № 4. – С. 47-52. 19. Зольников, Б. В. Социальная работа и социальная поддержка в городском округе / Б. В. Зольников – Текст: непосредственный. // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы : Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, Самара, 28 февраля 2022 года. – Кинель: ИБЦ Самарского ГАУ, 2022. – С. 105-109 20. Зубова, Е.А. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах (Обзор) / Е.А. Зубова – Текст: непосредственный. // Рос. психиатр. журн. 1998. - № 1. - С.54-60. 21. Копинг-стратегии и ресурсы совладания с профессиональным выгоранием и посттравматическим стрессом у среднего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19 / А. В. Хасина, М. Р. Хачатурова, А. В. Василенок, Н. М. Буянова – Текст: непосредственный. // Организационная психология. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 129-164. 22. Коренчук, В. В. Комплаентность у молодых людей с посттравматическим стрессом / В. В. Коренчук, Т. В. Капустина, Е. В. Садон – Текст: непосредственный. // Человеческий капитал. – 2022. – № 9(165). – С. 178-186. 23. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. / Б. Крейхи. СПб., 2011. - 336 с. – ISBN: 5-94723-198-0. – Текст: непосредственный. 24. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) – Текст: непосредственный. / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 С. 93-112 25. Линдауэр, Р.Й.Л. Нейробиология посттравматического стрессового расстройства / Р.Й.Л. Линдауэр, И.В.Е. Карльер, Б.П.Р. Герсонс – Текст: непосредственный. // Соц. и клин, психиатрия. -2003.-№ 1, – С. 146-152. 26. Наров, М.Ю. Особенности клинических соотношений острой и затяжной реакций на стресс / М.Ю. Наров, В.Я. Семке, М.М. Аксенов – Текст: непосредственный. // Сибирский вестн. психиатрии и наркол. 2006. - № 4 (43). - С. 17-20. 27. Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации : учеб. пособие для студентов, изучающих психологию и соц. работу / Н.М. Платонова [и др.] ; под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. – СПб. : Речь, 2014. – 154с. – ISBN 5-9268-0298-9. – Текст: непосредственный. 28. Насилие и социальные изменения : теория, практика, исследования : альманах / Ассоц. Нет Насилию. – М., 2010. – Вып. 1. – 122 с. – ISBN 978-5-94101-252-7. 29. Немова, Е. Н. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности / Е. Н. Немова – Текст: непосредственный. // Научное отражение. – 2021. – № 2(24). – С. 10-17. 30. Нор, К. Е. Институт волонтерства в механизме социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию COVID-19 / К. Е. Нор, В. С. Ивлева – Текст: непосредственный. // Продовольственная помощь нуждающимся категориям населения в условиях преодоления последствий пандемии COVID-19 : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Стукача Виктора Федоровича, Омск, 29–30 июня 2022 года. – Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2022. – С. 137-141. 31. Нямаа, Ж. Некоторые проблемы посттравматического стресса у детей, переживших горе вследствие утраты близкого человека / Ж. Нямаа – Текст: непосредственный. // Физическая культура и спорт: проблемы и пути их решения : материалы Международной научно-методической конференции, приуроченной к Чемпионату мира по хоккею с мячом, Иркутск, 17 апреля 2020 года / Иркутский государственный университет. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 66-71. 32. Обыкновенное зло: исследования насилия в семье : [сб. ст. / сост. и ред. О.М. Здравомысловой]. – М. : Едиториал УРСС, 2011. – 197 с.Остроухов, В. Насилие сквозь призму веков : ист.-филос. анализ / В. Остроухов. – М. : Олма-пресс, 2012. – 189 с.– ISBN: 5-354-00304-0. – Текст: непосредственный. 33. Павлова, М.С. Посттравматические стрессовые расстройства. Острые и отсроченные реакции на травму / М.С. Павлова – Текст: непосредственный. // Российский психиатрический журнал, 1999. – №1. – С. 46-49 34. Писклакова, М. Между молчанием и криком / М. Писклакова, А. Синельников // Насилие и социальные изменения. Теория. Практика. Исследования. - Ч. 1. - М.: «АННА», 2010. - 210 с. – ISBN 5-317-00780-1 – Текст: непосредственный. 35. Платонова, Н.М. Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с. – ISBN 5-9268-0298-9. – Текст: непосредственный. 36. Погосов, А.В. Особенности клиники посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в зависимости от характера психотравмы / А.В. Погосов, А.В. Умрихин– Текст: непосредственный. // Проблемы психиатрии, психосоматики и наркологии. - Курск, 1998. - С. 93-95. 37. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и лечение / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева – М.: Издательство Института психотерапии, 2000. – 128 с. – ISBN 5-89939-011-5. – Текст: непосредственный. 38. Родина, И.В. Насилие в семье как социокультурный феномен. Текст. / И.В. Родина– Текст: непосредственный. // Соц. политика и социология. - 2007. - № 1. – С. 98- 101. 39. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с. - ISBN 978-5-469-00450-9. – Текст: непосредственный. 40. Соколов, Д. В. Социальная поддержка в период преодоления последствий пандемии / Д. В. Соколов, Ю. В. Смолькина, Е. М. Ануфриева– Текст: непосредственный. // Векторы развития экономики в условиях новых вызовов : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 апреля 2022 года. – Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – С. 301-305. 41. Соловьев, И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация. – М., 2000. – 109 с. – ISBN. 5-89353-155-8. – Текст: непосредственный. 42. Социальная работа: Теория и организация. Учебное пособие / П.П. Украинец, С.П. Лапина, С.Н. Бурова и др.; под ред. проф. П.П. Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. ISBN: 5-16-000551-X. – Текст: непосредственный. 43. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / А. Синельников [и др.]; под ред. А. Синельникова. – Москва: Университетская книга, 2001. – 128 с. – ISBN 978-5-88753-167-0. – Текст: непосредственный. 44. Сырчина, К. И. Социальная защита в РФ: современное состояние и проблемы / К. И. Сырчина, Г. Я. Вяткина – Текст: непосредственный. // Актуальные проблемы аграрной науки: прикладные и исследовательские аспекты : сборник научных трудов II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Нальчик, 10–11 февраля 2022 года. – Нальчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова", 2022. – С. 341-346. 45. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса/ Н.В. Тарабрина – СПб: Питер, 2001. – 272 с. – ISBN 5-272-00399-3. – Текст: непосредственный. 46. Тарабрина, Н.В. Теоретико-эмпирическое исследование посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина– Текст: непосредственный. // Психол. журн. 2007. – Т.28, № 4. – С. 5-12. 47. Фоа, Б.Э. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства/Б.Э. Фоа – М.: Когито – Центр, 2005. – 467 с. ISBN 5-89353-155-8. – Текст: непосредственный. 48. Фурманов, И.А. Индикаторы и диагностические критерии сексуального насилия – Текст: непосредственный. // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Мат. IX Междунар. конф. Минск, 2003. – С. 124-125. 49. Харламенкова, Н. Е. Основные достижения лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях / Н. Е. Харламенкова, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина– Текст: непосредственный. // Психологический журнал. – 2022. – Т. 43. – № 1. – С. 17-31. 50. Харламенкова, Н. Е. Психологические последствия влияния стихийных бедствий: экология внутренней среды человека / Н. Е. Харламенкова, Д. А. Никитина – Текст: непосредственный. // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сборник научных статей, Москва, 17–18 марта 2020 года. – Москва: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. – С. 275-279. 51. Хохлов, Н.K. Посттравматическое стрессовое расстройство и проблема коморбидности / Н.К. Хохлов – Текст: непосредственный. //Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. –№ 2. – С. 116-122. 52. Цзыхань, Л. Психологические факторы посттравматического стресса, вызванного пандемией covid-19 / Л. Цзыхань, В. Сяо Ган– Текст: непосредственный. // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 1. – С. 102-110. 53. Цыганков, Б.Д. Психические расстройства у жертв насилия и их медико-психологическая коррекция / Б.Д. Цыганков, А.И. Тюнев, А.И. Былим. – М, Медицина, 2006. - 174 с. ISBN: 5-225-03958-8. – Текст: непосредственный. 54. Цыганков, Б.Д. Психолого-психотерапевтическая коррекция психических нарушений, возникших в результате перенесенного стресса / Б.Д. Цыганков, Ю.Т. Джангильдин, Е.А. Щетинина – Текст: непосредственный. // Сибирский вестн. психиатрии и наркол. 2006. - № 41 (прил.). - С. 301-302.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
50
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
-
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image