ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ 4
1.1 ЦЕЛЬ РАЗВЕДКИ 4
1.2 РАЗНОВИДНОСТИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ 6
1.3 ЗАДАЧИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ 7
ГЛАВА 2 ФАКТОР СПЕЦСЛУЖБ В ПОЛИТИКЕ США 10
2.1 ФАКТОР СПЕЦСЛУЖБ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ США 10
2.2 ФАКТОР СПЕЦСЛУЖБ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США 17
ГЛАВА 3 ФАКТОР СПЕЦСЛУЖБ В ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 23
3.1 ФАКТОР СПЕЦСЛУЖБ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 23
3.2 ФАКТОР СПЕЦСЛУЖБ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Читать дальше
Анализируя деятельность разведывательных служб США и Великобритании, а также их влияния на политическую систему, внешнюю и внутреннюю политику стран, можно прийти к выводу, что спецслужбы должны определяться и регулироваться сочетанием публичного права и ведомственных правил.
Разведывательная деятельность включает в себя сбор информации, оценку достоверности информации и объединение отдельных фактов в общую картину. Аналитики оценивают и интегрируют информацию и интерпретируют ее значение и актуальность. При этом большое значение имеет оценка достоверности полученной информации.
Необходима система контроля и надзора, чтобы спецслужбы могли подходить к своей работе в соответствии со стандартами общества, которому они служат. Правовые ограничения могут быть применены к сфере деятельности спецслужб без ущерба для функций, необходимых для демократического государства. «Источники и методы» регулируются законодательством и контролируются без рассекречивания деятельности, необходимой для осуществления безопасности.
Недостаточно иметь только законодательную базу для эффективного контроля и надзора. Также следует разработать эффективные методы толкования и обеспечения соблюдения этих законов независимыми организациями, информируя о них общественность и контролируя их выполнение. Разделение властей может создать необычайно сильные структуры для независимого контроля и надзора.
Без этих структур контроля и надзора (законодательных и независимых организаций) функции спецслужб уже становятся, наоборот, менее эффективными. У спецслужб возникнет соблазн прибегнуть к менее строгим стандартам и методам и полагаться на менее надежные и более сомнительные с юридической точки зрения методы сбора разведданных.
Реформы спецслужб не должны противоречить антитеррористическим мерам.
Основная дилемма для разведывательных служб по всему миру состоит в том, чтобы, с одной стороны, защищать демократию, а с другой стороны, участвовать в тайных операциях, скрытых от общественности.
В демократическом обществе все службы должны сталкиваться с проблемой баланса секретности и раскрытия информации. Сохранение некоторой степени открытости в отношении деятельности разведывательных служб — лучший способ обеспечить демократическую подотчетность и контроль, необходимые для повышения общественной осведомленности и поддержки разведывательных служб. Но всегда нужно быть начеку. Из-за природы спецслужб кто-то всегда пытается нарушить баланс между секретностью и демократией.
Читать дальше
1 Закон о службе безопасности Великобритании 1989 г. URL: https://constitutions.ru/?p=24508 (дата обращения 27.11.2022)
2 Национальная стратегия США по продиводействию терроризму 2019 г. URL:http://pentagonus.ru/publ/nacionalnaja_strategija_ssha_po_protivodejstviju_terrorizmu_2019/23-1-0-2896 (дата обращения 25.11.2022)
3 Аничкина Т.Б. Использование методов информационной борьбы в ходе военной кампании в Ираке // США - Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 7. – С. 34-38.
4 Асеевский А. ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы. М., 1983. – С. 272.
5 Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. М., 2005. – С. 396.
6 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М., 1998. – С. 257.
7 Бжезинский З. Вне контроля. Глобальный беспорядок накануне XXI века // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 4. – С. 112 – 121.
8 Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2010. – С. 281.
9 Борн Г. На пути эффективного демократического контроля над деятельностью спецслужб. М., 2004. – С. 301.
10 Власихин В.А. Законодательство о борьбе с терроризмом и Министерство внутренней безопасности США. М., 2007. – С. 341.
11 Власихин В.А. Новый закон США о борьбе с терроризмом и Билль о правах // США - Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 4. – С. 63.
12 Власихин В.А., Николайчик В.М. Проблема преступности и укрепления правопорядка в политике президентов США // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 1. – С. 81.
13 Даллес А. Искусство разведки. M., 1992. – С. 291.
14 Дамаскин И. А. 100 великих операций спецслужб. М., 2006. – С. 243.
15 Дроздов Ю.И. Записки начальника нелегальной разведки. М., 2003. – С. 197.
16 Дундуков М.Ю. Разведка США: правовое регулирование организации и деятельности. Калуга, 2002. – С. 262.
17 Жеглов Ю. Реконфигурация военного присутствия США за рубежом // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 1. – С. 68.
18 Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый Дом и пресса. М., 1991. – С. 193.
19 Мадлен Олбрайт. Религия и мировая политика. М., 2008. – С. 352.
20 Мид У.Р. Власть, террор, мир и война: большая стратегия Америки в обществе риска. М., 2006. – С. 324.
21 Терентьев А. «Новый мировой порядок» США или европейское мироустройство // Мировая экономика и международные отношения. 2003 № 7. – С. 46.
22 Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций? // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 3. – С. 81.
23 Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике // США Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 9. – С. 96.
24 Широкорад А.Б. Соединенные Штаты Америки: противостояние и сдерживание. М.,2011. – С. 392.
25 Шумилин А.И. Эволюция политики администрации Буша на Ближнем Востоке: от дистанционирования к активному вмешательству. М., 2004. – С. 482.
26 Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004. – С. 321.
27 30 Aldrich, Richard J. The Hidden Hand: Britain, America and Cold War Secret Intelligence 2002, Р. 236.
28 Ambrose, Stephen E. Ike's Spies: Eisenhower and the Intelligence Establishment 1981, Р. 375.
Читать дальше