Введение…………………………………………………………………………...3
I.Общая характеристика содержания образования: теоретические аспекты…………………………………………………………………………….5 §1.Понятие и задачи государственного управления образованием……………………………………………………………………...5 §2.Правовая основа государственного управления в сфере образования РФ………………………………………………………………..............................9 §3.Разграничение предметов ведения и полномочий в сфере образования………………………………………………………………………10 II. Правовые и организационные основы управления в сфере образования………………………………………………………………………15
§1. Органы государственного управления в области образования………….15
§2. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования………………………………………………..18
§3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования……………………………………………….22
§4. Реформирование государственного управления в сфере образования: проблемы и пути решения………………………………………………………24
4.1. Проблемы функционирования системы управления образованием в России…………………………………………………………………………….26
4.2. Перспективы государственного управления образованием в России…...30
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы 35
Читать дальше
Анализ педагогической, управленческой, социально-психологической литературы показал, что вопросы повышения качества образования через создание эффективных моделей управления имеют необходимое теоретическое обоснование.
Анализ проблем образовательной системы показывает, что проблема образования РФ значительно глубже чем кажется и затрагивает не только образование, но и более глубокие слои общественной жизни. Поскольку такие понятия как образование, культура, традиции тесно переплетаются друг с другом, становится вполне очевидным, что расшатанная «конструкция» образовательной системы влечет за собой тотальное разрушение и национальной культуры и национальных традиций, что вполне может угрожать как общественной безопасности, так и суверенитету страны в целом, поскольку в разрозненное, необразованное общество, можно внедрять и навязывать любые разрушительные идеи и концепции.
Современная система образования в России находится не в самом лучшем состоянии, и нуждается в реформировании, причем потребность в них настала давно и задержка с реализацией способна привести к самым печальным последствиям.
Пример Сингапура и Южной Кореи показывает, что при должном уровне внимания всего за пару десятилетий посредственное образование может трансформироваться в передовое. Вне зависимости от страны, принципы выхода национальных систем образования на передовой уровень всегда остается неизменным.
Требуется привлечение в отрасль наиболее грамотных и способных людей, создание комфортных условий для работы и сосредоточения исключительно на преподавательской деятельности, наличие выстроенной системы, при которой достигается стабильность качества образования в стране.
Качество высшего образования следует рассматривать как управленческую категорию, а эффективность деятельности в этой сфере зависит от взаимодействия учреждений высшего образования, органов публичной власти, негосударственных институтов, общественных организаций и других стейкхолдеров.
При этом в процессе государственного управления качеством высшего образования должны использоваться различные инструменты и ресурсы, которые будут способствовать формированию целостной и сбалансированной системы обеспечения качества, в частности инструменты государственного надзора (контроля) в сфере высшего образования.
Перспективным направлением государственного управления в образовательной сфере является дальнейшее наработки нормативно-правовых актов, которые регламентируют процессы, направленные на усиление качества высшего образования, утверждение и введение в действие стандартов высшего образования для всех уровней высшего образования, создание необходимых условий для развития качественного образования в вузе. В современных условиях управленческий влияние на качество высшего образования должно основываться на новейших стандартах управления качеством, а также стандартам обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования.
Итак, в заключение необходимо акцентировать, что в России создана эффективная система управления образованием, которая нуждается в последовательном и постепенном реформировании в соответствии с современными запросами общества, а также глобальными тенденциями развития мирового пространства, в частности, его глобализацией и цифровизацией.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (ред. от 04.10.2022 года). // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный конституционный законом «О Правительстве Российской Федерации» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ. [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
6. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" / СЗ РФ, 27.07.2020, N 30, ст. 4884
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 01.04.2022). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 01.03.2022). [Электронный ресурс]: СПС Консультант Плюс.
10. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» / СЗ РФ, 18.10.2021, N 42, ст. 7157
11. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 N 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» / СЗ РФ, 03.01.2022, N 1 (часть IV), ст. 265
Основная литература
12. Административное право России [Текст]: учебник/ Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров - 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Попов Л.Л. - «Проспект», 2010. - 427 с.
13. Булаева М.В. К вопросу о модели государственного управления образованием в современной России / Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 16 - 19
14. Бурганова Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.
15. Бурлина, А. А. Образование в России сегодня и перспективы на завтра / // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 512-514.
16. Голенкова О.В., Данилова Т.В., Демина А.В. Нормативное обеспечение деятельности органов управления качеством образования / Управление образованием: теория и практика. 2022.Том 12. №3. С. 39 - 46
17. Дубровина С.Ю. Государственное управление в сфере образования //Право и образование. - 2009. - № 3. - С. 76-82.
18. Евдокимова В.В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты //Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 28-31.
19. Егоршин А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2019. 384 с.
20. Клячко Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с. — (Научны е доклады: образование).
Электронные ресурсы
21. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № 1-НД «Сведения о численности несовершеннолетних в возрасте 7-17 лет, не обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» по состоянию на 1 октября 2022 года / URL: https://docs.edu.gov.ru/document/df99302cedfd562816e14006a9151913/ (дата обращения 6 декабря 2022г.)
Читать дальше