Введение………………………………...…………………………………………3
Раздел I. Теоретические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………………………………..5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...….5
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………8
Раздел II. Исследование развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре……………………………………….…….15
2.1. Диагностическое исследование уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..…...15
2.2. Обоснование и проектирование цикла сюжетно-ролевых игр для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………...21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………….…………….26
Читать дальше
Г.М. Бреслав в детской педагогике озвучивает идею, что сюжетная и ролевая игра тесно взаимосвязаны, потому что именно игра может проявить всю свою самостоятельность ребенка. Для ребёнка чувства, переживаемые в процессе игрового процесса, являются реальными и весьма значимыми. В момент игры выдуманные ситуации для ребёнка становятся реальными. И этот особенный восприятие игры ребенку становится чрезвычайно важным в процессе его воспитания определенных личностных качеств. Потому что опытные педагоги могут программировать позитивные качества детей, умело подбирать правило игры, присваивать определенные роли для определенных детей.
В практике образовательной деятельности в детских учреждениях, ориентированной на развитие эмпатии ребенка, выбирают такие сюжетные игры, направленные на развитие эмпатии эмоциональной компоненты, констатации в игре с эмоциональными состояниями людей и на когнитивные компоненты, восприятие и понимание внутренней среды чувств и эмоций других людей и развитие эмоциональной компоненты эмпатии в сюжетных ролевых играх, направленных на помощь, содействие поведению в ответ на эмоции других людей. У ребенка, который «вживается» в ролю, развивается способность сопереживать, сочувствовать и поддерживать другого человека, определять его настроение и желания и правильно определять собственные эмоции.
Для обследования уровня эмпатийного развития у старших дошкольников мы использовали следующие методики: «Понимание эмоциональных состояний», методику «Неоконченные рассказы», «Обследование эмоциональных проявлений детей».
Сопоставление результатов исследования уровня развития эмпатии детей по всем методикам показало, что 6 детей имеют низкий уровень развития эмпатии (что составляет 26%), 11 детей (48%) имеют средний уровень развития, 6 детей (26%) – высокий уровень развития эмпатии.
Таким образом, установлено что уровень эмпатии у детей старших дошкольных возрастов достиг среднего уровня. Это подтверждает необходимость целенаправленного педагогического действия в области развития эмпатии, направленного на развитие всех компонентов эмпатии, используя сюжетную ролевую игру.
Итак, педагогические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры дошкольников сводятся к следующему:
– следует продумывать содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с задачами развития эмпатии, т.е. направленные на развитие всех компонентов эмпатии;
– важно подобрать соответствующий игровой материал – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок реализует ту или иную роль. Главная особенность игрового материала, в том, что предмет используется в игре, обычно, не в своем собственном, прямом назначении, а как заменители других, настоящих предметов;
– нужно следить за тем, чтобы дошкольники принимали на себя самые различные роли (положительные и отрицательные, сочуствующего и сочуствуемого, тем самым обогащали свой опыт;
– воспитателю стараться содействовать отображению в сюжетно-ролевой игре положительных сторон социальной, трудовой, нравственной жизни;
– проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе руководства упражнять язык эмоций детей, способствовать развитию эмпатии гуманистической направленности.
Читать дальше
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М. : МОДЭК, 2013. – 415 с.
3. Божович, Л. И. Нравственное воспитание и развитие / Л.И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы зарубежной психологии. - 2019. - № 1. - С. 80-89.
4. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. -2018. - № 5. - С. 23-27.
5. Выготский, Л. С. Вопросы режим детской психологии / Л. С. Выготский - Спб. : Союз, 2013. - 224с.
6. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 107-114.
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 61- 68.
8. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 2014. - 320 с.
9. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 9. - С. 98-101.
10. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. - М. : Педагогика, 2013. - 176с.
11. Липпс, Т. Эстетика / Т. Липпс // Мир психологии. - 2015. - № 11. - С. 9-13.
12. Менжерицкая, Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю. А. Менжерицкая // Прикладная психология. - 2013. - № 4. - С. 54-55.
13. Обозов, Н. Н. Психология межличностно-нравственное отношений / Н. Н. Обозов. - Киев: Лыбидь, 2018. - 292 с.
14. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2016. - 76 с.
15. Роджерс, К. Р. Эмпатия. Психология мотивации и эмоций / К.Р. Роджерс / под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, М. В. Фаликмана. - М.: ЧеРо, 2015. - 512 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / под общ. ред. Е. И. Исениной. - М. : Педагогика, 2013. - 328 с.
Читать дальше