Введение………………………………...…………………………………………3 Раздел I. Теоретические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………………………………..5 1.1. Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...….5 1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………8 Раздел II. Исследование развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре……………………………………….…….15 2.1. Диагностическое исследование уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..…...15 2.2. Обоснование и проектирование цикла сюжетно-ролевых игр для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………...21 Заключение……………………………………………………………………...24 Список литературы……………………………………………….…………….26

Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
81% уникальность
2022 год
4 просмотров
Акиньина Н.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………...…………………………………………3 Раздел I. Теоретические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………………………………..5 1.1. Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...….5 1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………8 Раздел II. Исследование развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре……………………………………….…….15 2.1. Диагностическое исследование уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..…...15 2.2. Обоснование и проектирование цикла сюжетно-ролевых игр для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста………………...21 Заключение……………………………………………………………………...24 Список литературы……………………………………………….…………….26
Читать дальше
Актуальность темы. Множество авторов, которые изучают эмпатию, говорят о том, что для формирования эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста важно развитие социальных эмоций, способствующих развитию межличностных отношений, а, следовательно, вхождению ребенка в социум. Считается, что одной из важных социальных эмоций человека утверждается эмпатия, то есть способность эмоционально откликаться на переживания другого человека. Способность детей к эмпатии больше всего развивается в игре. Ведь именно в игровой деятельности ребенок может занять место переживающего и, выполняя игровые действия, продемонстрировать разнообразные варианты взаимоотношений с людьми. В игре ребенка проявляются самые разнообразные эмоции: радость, злость, испуг и т. д.


Необходимо сделать реферат ? С этим вам помогут специалисты Work5.


Поэтому важно создавать условия для использования игровой деятельности в качестве средства формирования положительных качеств, воспитания личности дошкольника, а также в целях профилактики и коррекции его психических состояний. У дошкольников процесс развития эмпатии должен протекать постепенно: сначала следует применять игры, ориентированные на развитие у де те й способности распознавать и понимать эмоциональные  состояния другого че лове ка (эмоциональный компонент); далее доминирующими играми должны стать те, которые направлены на восприятие чувств и переживаний другого человека (когнитивный компонент); и следом важны игры, направленные на готовность оказания помощи и поддержки (поведенческий компонент). Наиболее успешным педагогическим средством развития эмпатии у детей следует определять игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. Итак, тема курсовой работы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования – дошкольники старшего возраста. Предмет исследования – развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Цель данной работы заключается в исследование сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели следует решить задачи: - определить педагогические особенности эмпатийного развития у старших дошкольников; - описать возможности применения сюжетно-ролевой игры в качестве развития эмпатии у старших дошкольников; - провести диагностическое обследование развития эмпатии у старших дошкольников; - представить комплекс сюжетно-ролевых игр и занятий для развития эмпатии у старших дошкольников. Методы изучения: анализ психологической литературы и диагностических мероприятий по диагностике эмпатии в дошкольных детях, педагогические эксперименты, качественный и комплексный анализ результатов исследования. Теоретической базой нашего исследования являются труды: Л.И. Беляковой и Е.А.Дьяковой, С.А.Мироновой, Н.А.Чевелевой, Н.А.Власовой и Е.Ю.Рау. Экспериментальная база исследования – детский сад «Сказка», г. Стаханов. Практическая значимость исследования: Полученные результаты можно использовать для того, чтобы развивать эмпатию у детей старших дошкольных возрастов в детском дошкольном учреждении. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений

Читать дальше
Г.М. Бреслав в детской педагогике озвучивает идею, что сюжетная и ролевая игра тесно взаимосвязаны, потому что именно игра может проявить всю свою самостоятельность ребенка. Для ребёнка чувства, переживаемые в процессе игрового процесса, являются реальными и весьма значимыми. В момент игры выдуманные ситуации для ребёнка становятся реальными. И этот особенный восприятие игры ребенку становится чрезвычайно важным в процессе его воспитания определенных личностных качеств. Потому что опытные педагоги могут программировать позитивные качества детей, умело подбирать правило игры, присваивать определенные роли для определенных детей. В практике образовательной деятельности в детских учреждениях, ориентированной на развитие эмпатии ребенка, выбирают такие сюжетные игры, направленные на развитие эмпатии эмоциональной компоненты, констатации в игре с эмоциональными состояниями людей и на когнитивные компоненты, восприятие и понимание внутренней среды чувств и эмоций других людей и развитие эмоциональной компоненты эмпатии в сюжетных ролевых играх, направленных на помощь, содействие поведению в ответ на эмоции других людей. У ребенка, который «вживается» в ролю, развивается способность сопереживать, сочувствовать и поддерживать другого человека, определять его настроение и желания и правильно определять собственные эмоции. Для обследования уровня эмпатийного развития у старших дошкольников мы использовали следующие методики: «Понимание эмоциональных состояний», методику «Неоконченные рассказы», «Обследование эмоциональных проявлений детей». Сопоставление результатов исследования уровня развития эмпатии детей по всем методикам показало, что 6 детей имеют низкий уровень развития эмпатии (что составляет 26%), 11 детей (48%) имеют средний уровень развития, 6 детей (26%) – высокий уровень развития эмпатии. Таким образом, установлено что уровень эмпатии у детей старших дошкольных возрастов достиг среднего уровня. Это подтверждает необходимость целенаправленного педагогического действия в области развития эмпатии, направленного на развитие всех компонентов эмпатии, используя сюжетную ролевую игру. Итак, педагогические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры дошкольников сводятся к следующему: – следует продумывать содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с задачами развития эмпатии, т.е. направленные на развитие всех компонентов эмпатии; – важно подобрать соответствующий игровой материал – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок реализует ту или иную роль. Главная особенность игрового материала, в том, что предмет используется в игре, обычно, не в своем собственном, прямом назначении, а как заменители других, настоящих предметов; – нужно следить за тем, чтобы дошкольники принимали на себя самые различные роли (положительные и отрицательные, сочуствующего и сочуствуемого, тем самым обогащали свой опыт; – воспитателю стараться содействовать отображению в сюжетно-ролевой игре положительных сторон социальной, трудовой, нравственной жизни; – проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе руководства упражнять язык эмоций детей, способствовать развитию эмпатии гуманистической направленности.
Читать дальше
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. 2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М. : МОДЭК, 2013. – 415 с. 3. Божович, Л. И. Нравственное воспитание и развитие / Л.И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы зарубежной психологии. - 2019. - № 1. - С. 80-89. 4. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. -2018. - № 5. - С. 23-27. 5. Выготский, Л. С. Вопросы режим детской психологии / Л. С. Выготский - Спб. : Союз, 2013. - 224с. 6. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 107-114. 7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 61- 68. 8. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 2014. - 320 с. 9. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 9. - С. 98-101. 10. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. - М. : Педагогика, 2013. - 176с. 11. Липпс, Т. Эстетика / Т. Липпс // Мир психологии. - 2015. - № 11. - С. 9-13. 12. Менжерицкая, Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю. А. Менжерицкая // Прикладная психология. - 2013. - № 4. - С. 54-55. 13. Обозов, Н. Н. Психология межличностно-нравственное отношений / Н. Н. Обозов. - Киев: Лыбидь, 2018. - 292 с. 14. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2016. - 76 с. 15. Роджерс, К. Р. Эмпатия. Психология мотивации и эмоций / К.Р. Роджерс / под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, М. В. Фаликмана. - М.: ЧеРо, 2015. - 512 с. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / под общ. ред. Е. И. Исениной. - М. : Педагогика, 2013. - 328 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Коллизионные нормы и проблема их применения в международном частном праве
Количество страниц:
25
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Пенсионная система РФ: проблемы и перспективы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
Правоприменительное толкование уголовного закона (работа выполнена на базе на примере ОВМ ОП 1 МУ МВД Росии "Оренбургск
Количество страниц:
75
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image