Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения орфоэпии 5 1.1. Понятие орфоэпии 5 1.2. Орфоэпические нормы в лингвистике 6 Глава 2. Условия функционирования стилей произношения 9 1.1. Русское литературное произношение в его историческом развитии 9 1.2. Стили произношения 12 Заключение 30 Список литературы 33

стили произношения

реферат
Языкознание
20 страниц
21% уникальность
2022 год
4 просмотров
Нургалиева Н.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения орфоэпии 5 1.1. Понятие орфоэпии 5 1.2. Орфоэпические нормы в лингвистике 6 Глава 2. Условия функционирования стилей произношения 9 1.1. Русское литературное произношение в его историческом развитии 9 1.2. Стили произношения 12 Заключение 30 Список литературы 33
Читать дальше
Изучение русского языка и культуры речи как дисциплины необходимо не только филологам и лингвистам, но и всем тем, кто стремится достичь высокого уровня культуры речи, кто стремится развивать и совершенствовать собственную личность. Данная дисциплина рассматривает основы речевой культуры, специфику и виды речевой деятельности, дает описание основных механизмов речи. Без этого знания невозможно обойтись ни одному образованному и уважающему себя человеку. Роль языка в жизни каждого человека и общества в целом огромна, поскольку возникновение и существование человека и его языка неразрывно связаны друг с другом. Основная функция языка - это общение и познание реальности.


Сделайте заказ вкр на нашем сайте.


. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, все возрастающим интересом лингвистов к изучению естественной речи и необходимостью дальнейшего изучения речевого потока, а также недостаточной изученностью проблемы вариативности произношения. Объектом исследования в данной работе являются орфоэпические нормы и стили произношения. Предмет анализа –стили произношения. Методы исследования определены спецификой исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы: общенаучный метод сбора информации по изучаемой проблеме, метод анализа, метод синтеза, метод обобщения, метод интерпретации. Теоретико-методологической основой данной работы являются труды и работы Вербицкой Л.А., Ермоленко С.Я., Крысина, Л.П., Филина Ф.П. и других. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении различных стилей современного русского языка. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение комплекса задач: 1. Проанализировать понятие орфоэпия; 2. Сделать обзор содержания произносительной нормы; 3. Охарактеризовать стили произношения. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Центральной проблемой орфоэпии является учение о стилистическом расслоении звучания в речи, учение о стилях произношения. Стили можно различать в зависимости от степени внимания, с которым говорящий относится к речи. В непринужденной обстановке мы, как правило, не обращаем внимания на особенности произношения, однако официальная ситуация и профессиональные требования к речи как части поведения приводят к тому, что внимание к артикуляции повышается, уменьшается фонетический автоматизм в процессе говорения и слушания. Произносительная норма в русском языке предстает зачастую как система варьирующихся возможностей выражения. Таким образом она приспособлена к коммуникативным потребностям общества. Одно и то же явление, скажем, неполный произносительный вариант, в разговорной ситуации может остаться незамеченным, тогда как в других условиях (официальное общение или сообщение, профессиональная речь диктора) воспринимается как недостаток, ошибка. Попадая в определенные, «теневые», интонационно-смысловые условия устного текста, варианты, если они уместны, «принимаются» слушателями. У носителей литературного языка нормативным для каждой речевой ситуации считается тот вариант, который «принимается без замечаний» в данной обстановке речи, который отвечает слушательским ожиданиям. Основатель науки о русском нормативном произношении Д.Н. Ушаков в 1928 г. писал об этой черте нормы: «Правильно то, что общепринято». Образцовое русское произношение называют литературным, однако употребление этого термина применительно к звучанию по существу условно и не очень точно. К произношению в общенациональном нормированном языке термин «литературное» по изложенным выше причинам может быть применен с известной оговоркой. Точнее было бы общенациональное орфоэпическое произношение называть нормированным (или нормативным). В жизни часты случаи, когда чтение вслух или спонтанная речь в лексико-грамматическом отношении оформлены приемлемо, хорошо или даже безукоризненно, а звуковое оформление включает много ненормативных элементов, страдает диалектными отступлениями от нормы. Д. Н. Ушаков вспоминал, что у таких известных представителей русской интеллигенции, как писатель В.Г. Короленко и историк В.О. Ключевский, писавших прекрасным общепринятым литературным языком, были явные диалектные отклонения в их русском произношении: южные у Короленко и севернорусские (оканье, например) у Ключевского. Фонетические следы говоров слышны в устной речи многих наших современников, пишущих правильным литературным языком, - у журналистов, руководителей различного ранга, деятелей литературы, искусства, науки. Невозможно научиться нормативному произношению, только читая (а не слушая!), поскольку в основе русского правописания лежат не правила побуквенной передачи звуков языка, а иные принципы. Кого можно считать в наше время носителем русского нормативного произношения? На этот вопрос можно ответить, сделав методологически верный выбор в следующей дилемме: является ли норма эталоном, идеалом, которого редко кому удается достичь, но к которому следует всегда стремиться, или все же реально существует масса людей, в чьей речи во-площены общенациональные языковые нормы? Методологически правильным будет склониться ко второму решению: так же, как в речи множества людей воплощены нормы словоупотребления, словообразования и грамматики, произношение многих представителей ши-рокой общественности (рабочих, интеллигенции, государственных деятелей, не говоря о дикторах радио и телевидения, подавляющем большинстве актеров) мы можем в принципе считать нормативным. При таком решении норма предстает перед нами не в качестве некоего абстрактного образца или недостижимого идеала. Нормативное произношение здесь – это система научно установленных реальных признаков, и она приобретает свойства любой другой нормы социального поведения человека. Однако образование само по себе еще не дает знания произносительной нормы, не обеспечивает усвоения необходимых речевых навыков. Так, если в бытовой речи (общение в семье, с товарищами, контакты на улице) обычный навык произношения можно считать достаточным (уместным), то в публичной речи этот стереотип воспринимается слушателями с неудовольствием, как небрежное, неумелое произношение. Нет общей нормы, которая в равной степени была бы приемлемой для всех случаев общения. В языке имеется система норм, дифференцированных применительно к различным речевым ситуациям и к другим характеристикам общения. Русское нормированное произношение в устах любого его носителя существует во множестве вариантов, то есть синонимичных средств, используемых для звукового оформления значимых элементов языка. Именно такой функциональный подход к проблемам нормативности позволяет при повышении культуры русского произношения избежать субъективного и ограниченного «запретительства», выработать программу лингвистического воспитания, совершенствования языкового чутья, вкуса, умения наилучшим образом пользоваться языком. Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме является предпосылкой успешной профессиональной деятельности. Знание орфоэпических и орфографических норм позволяет избегать двусмысленностей, нелепостей, даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно будущим деловым людям. А периодическая корректировка норм закономерна и вполне естественна, так как отвечает потребностям развивающегося языка и практики его освещения.
Читать дальше
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение : [учебное пособие] / Р. И. Аванесов. - Изд. 6-е. - Москва : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. - 286, [1] с. 2. Антонова, Е. С. Методика обучения русскому языку : учебник для студ. учреждений высш. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 400 с. 3. Бондаренко, А. А. Каленчук, М.Л. // Формирование навыков литературного произношения у младших школьников : учебное пособие / А. А. Бондаренко, М. Л. Каленчук. – Москва : Просвещение, 2000. – 143 с. 4. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе : учебное пособие / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос. – Москва : Дрофа, 2004. – 240 с. 5. Валгина, Н. С. Современный русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина; под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос, 2002. – 528 с. 6. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Изд. 11-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 380 с.. 51 7. Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия / Л.А. Вербицкая. – Санк-Петербург : Филологический факультет Санкт-Петербургского гос.ун-та, 2013. – 113, [3] с. 8. Вопросы языкознания : - Москва : издательство Академия наук СССР – 1-е издание., 1955. – 168 с. 9. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка : пособие для учителей / К. С. Горбачеви. – 3-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1989. – 208 с. 10. Ладыженская, Т. А. Овладение нормами литературного языка // Методика преподавания русского языка в школе. / Т. А. Ладыженская. – Москва : ACADEMIA, 2001. – 256 с. 11. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / М.В. Ломоносов; Акад.наук СССР.- Москва; Ленинград : Изд-во Акад.наук СССР, 1950.-11т.+прил.к т. 3 12. Львов, В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5 – 9 классы / В. В. Львов. – Москва : Экзамен, 2011. – 191 с. 13. Мастеренко, А.С. Орфоэпические навыки как составляющая коммуникативной компетентности / А. С. Мастеренко //Педагогика, психология в условиях непрерывности образования: сборник статей Международной практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 103-106. 14. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967. С.294-350 15. Сабаткоев, Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с. 16. Стилистика и литературное редактирование : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / [В.И. Максимов и др.] ; Под ред. В.И. Максимова. - М. : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 651 с. 17. Соловьѐва, Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. / Н. Н. Соловьѐва. – Москва : ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2008, – 96 с. 18. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с. 19. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л. В. Щерба ; [Предисл., подбор текстов, примеч. и ред. М. И. Матусевич] ; Акад. наук СССР. Отд-ние литературы и языка. - Москва : Учпедгиз, 1957. - 188 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Внешняя политика СССР 1920-х – 1930-х гг.
Количество страниц:
8
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Денежная система Российской Федерации, её правовые основы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансовое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image