Введение 3
1.Общая характеристика защиты деловой репутации юридических лиц 4
1.1 Понятие деловой репутации юридического лица 4
1.2 Правовая природа деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве 9
1.3 Развитие законодательства РФ о защите деловой репутации юридических лиц 14
2. Особенности защиты деловой репутации юридических лиц 19
2.1 Судебная практика по защите деловой репутации граждан, осуществляющих юридических лиц 19
2.2 Механизм защиты деловой репутации юридических лиц в российском праве 24
2.3 Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве 28
Заключение 34
Список использованных литературных источников 35
Читать дальше
В настоящее время гражданско-правовая защита деловой репутации регулируется статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. При рассмотрении споров указанной категории суды применяют данную норму нрава с учетом требований статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Одним из наиболее спорных и активно обсуждаемых в литературе вопросов в рамках темы о защите деловой репутации является вопрос о возможности компенсации морального вреда в отношении юридических лиц. В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как физические или нравственные страдания.
Нравственные и физические страдания может претерпевать лишь человек, обладающий сознанием и телом. Юридическое лицо, как организация, не способно испытывать подобного рода ощущения. Таким образом, в действующего законодательства невозможна компенсация морального вреда юридическому лицу, поскольку нельзя компенсировать то, чего нет и не может быть.
В соответствии с действующим законодательством к юридическому, также, как и к гражданскому лицу применяются те же нормы ст. 152 ГК РФ о защите деловой репутации, за исключением положений о компенсации морального вреда. Законодатель посчитал, что моральный вред не может быть причинен юридическому лицу как лицу неодушевленному, которое, естественно, не может испытывать такого рода страдания.
Деловая репутация относится к нематериальным правам, возникает у юридического лица в силу его создания и является одним из условий его успешной деятельности.
Таким образом, при умалении деловой репутации юридическое лицо не лишено права на защиту нарушенного нематериального блага в виде предъявления требования возмещения нематериального вреда путем выплаты причинителем вреда денежной компенсации, которая по своей природе является аналогом компенсации морального вреда, причиненного гражданину.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации»
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
5. Ахмерова, О. С. Судебная практика по защите деловой репутации граждан, осуществляющих юридических лиц / Право: ретроспектива и перспектива. – 2022. – № 1(9). – С. 39-44
6. Инжебейкина, В. А. Развитие законодательства РФ о защите деловой репутации юридических лиц / В. А. Инжебейкина // Академическая публицистика. – 2021. – № 12-2. – С. 281-286
7. Крицкая, А. И. Правовая природа деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве / А. И. Крицкая // Академическая публицистика. – 2021. – № 10-2. – С. 131-134
8. Тюрин, К. С. Механизм защиты деловой репутации / К. С. Тюрин. // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 281-283
9. Ярошевская А. М., Муртазаева А. А. Проблемы защиты деловой репутации юридического лица. - Ученые записки Крымского федерального университета. – 2021. - Т. 7 (73). № 1. – С. 395-402
10. Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18октября 2019 г. по делу № А45-31265/2018// СудАкт. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/EOWBLpQ1ds6j/?arbitral-txt (дата обращения: 29.11.2022)
Читать дальше