В экономической литературе рыночная экономика определяется как «система организации национальной экономики, основанная на товарно-денежных отношениях, множественности форм собственности, свободной конкуренции производителей и граждан, являющихся собственниками своей рабочей силы», или как экономика, которая основана на «принципах свободного предпринимательства, многообразии форм собственности на средства производства, рыночном ценообразовании, конкуренции, договорных отношениях между хозяйствующими субъектами, ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность».
Рыночной системе экономики присущи следующие основные признаки: преобладает частная собственность в фондах предприятий, свободная конкуренция, ограничено вмешательство властей в хозяйственные процессы.
Под государственным регулированием понимается объективная необходимость обеспечения развития экономики. При этом, степень государственного вмешательства зависит от уровня эффективности рыночных отношений. В любом государстве, при любой социально-экономической и общественно-политической системе экономика в определенной степени регулируется государством. Государство может воздействовать на экономику через законодательные ограничения, обязательные платежи и отчисления, налоговую систему, государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление государственных экономических и социальных программ.
Государство, осуществляя регулирование экономики страны, использует комплекс методов, которые могут меняться в зависимости от социальных и экономических задач, накопленного опыта регулирования, материальных возможностей государства. Анализ зарубежной практики позволяет говорить, не только о становлении национальных моделей, но и о сформировавшемся стандартном наборе методов и форм регулирования государством.
Необходимость государственного регулирования экономики и стимулирования экономического роста обусловлена макроэкономической нестабильностью и рядом социально-экономических проблем.
Правительство регулирует неравномерность экономического развития, при этом его политика направлена на обеспечение экономического роста. Институциональную и правовую базу деятельности экономических субъектов и «правила» рыночной игры устанавливается государством. Это же касается общих правил внешнеэкономической деятельности, определения форм и прав собственности, условий для заключения и исполнения контрактов, взаимоотношений производителей и потребителей, профсоюзов и нанимателей, предпринимателей и работников и т.д.
Итоги экономического развития России за последние годы оказались худшими по сравнению с остальными сырьевыми экономиками. Существенное влияние на российскую экономику оказывают события политического, экономического и культурного характера. Внешние инвестиции, экспорт, а также многочисленные подножки со стороны соседних стран угрожают авторитету России, развитию и темпам роста, а также формируют новые проблемы российской экономики.
На сегодняшний день Правительству РФ для стимулирования экономического роста необходимо приобретать технологии производства, осуществлять инвестирование в собственную экономику, а также заинтересовывать собственные трудовые ресурсы. Предприятия, которые производят современную продукцию, при проведении оптимизации затрат, выйдут из кризиса более конкурентоспособными и обновленными. В свою очередь банки, которые активно работают на внутреннем рынке и соответствуют требованиям всех внутренних и международных стандартов, только укрепят свои позиции, а это будет содействовать их дальнейшему развитию.
В настоящее время в России существует целый ряд проблем, связанных с государственным регулированием в российской экономики: неэффективное стимулирование развития производства; снижение инвестиционной и предпринимательской активности; проблемы, вызванные централизацией доходов бюджетной системы и децентрализацией расходных обязательств; проблема низкого уровня пенсионного обеспечения и прочее.
На решение данных вопросов как раз должны быть направлены инструменты финансовой политики России. Особенностью финансовой политики современной России является ее направленность исключительно на необходимость пополнения бюджета, недопущение возникновения дефицитов, выполнение чисто фискальной функции. Однако помимо пополнения доходной базы бюджета, необходимо предусматривать меры, способствующие реализации регулирующей, стимулирующей, распределительной функций.
Весьма важным является обеспечение координации элементов финансовой политики; сведение к минимуму влияния на систему финансов внутренних и внешних рисков; оказание позитивного влияния на состояние финансового и реального секторов экономики; способствовать повышению уровня жизни и социального, в том числе пенсионного обеспечения населения всех регионов России.