Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования и ведения информационных войн………………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и цели информационной войны…………………………..5
1.2. Принципы ведения информационной войны………………………7
1.3. Инструменты манипулирования СМИ во время информационной войны……………………………………………………………………………..11
2. Анализ ведения информационных войн на примере мировых практик…………………………………………………………………………...15
2.1. Характеристика основных направлений ведения информационной войны……………………………………………………………………………..15
2.2. Последствия ведения информационной войны…………………..24
Заключение………………………………………………………………..27
Список источников……………………………………………………….29
Читать дальше
В процессе написания данной работы были решены следующие задачи исследования:
Рассмотрено понятие и цели ведения информационной войны в современных условиях,
Проанализированы ключевые принципы ведения информационной войны,
Рассмотрены основные инструменты манипулирования СМИ во время информационной войны,
Дана характеристика основных направлений ведения информационной войны,
Проанализированы ключевые последствия ведения информационной войны.
Понятие информационной войны появилось всего лишь несколько десятилетий назад, но на самом деле эта война стара как наш мир. Человечество научилось вести ее много тысяч лет назад. Иногда такую войну еще называют психологической, и в широком смысле – это комплекс действий, направленных на изменение сознания вашего противника, внедрение в него нужных вам установок. Информационная война может вестись или непосредственно в ходе боевых действий, или же предшествовать им. Основная задача информационной войны в военное время – деморализовать армию противника, сломить ее волю к сопротивлению, склонить к капитуляции. Информационная война неразрывно связана с таким термином, как пропаганда.
На протяжении всей истории человечества существует множество примеров использования информационного воздействия как средства ведения психологической войны. Близкими понятиями является пропаганда, связи с общественностью, управление коммуникациями и современные стратегические коммуникации.
Стратегическая коммуникация определяется как целенаправленное использование коммуникации организацией для выполнения своей миссии. Это целенаправленное использование коммуникации организацией или другим субъектом для участия в информационном обмене, имеющим стратегическое значение для ее целей. Информационная война добавляет четвертое измерение для пространства боевых миссий помимо воздуха, земли и моря.
Необходимо отметить, что возможность ведения информационной войны позволяет государствам во всем мире использовать наиболее гуманные методы воздействия друг на друга, без применения масштабных политических конфликтов. Можно отметить схожесть приемов информационной войны с маркетинговыми, т.е. продажными. Также необходимо сказать, что при грамотном и полномасштабном воздействии информационных действий одной страны на другую, с помощью изменения мнения общественности на необходимое, можно не только поменять направление политики действующей власти в стране, но и подтолкнуть к переустройству государства в целом. В целом, можно заметить, что ни одни СМИ рассматриваемых стран «не играют честно».
В тоже время технологии и принципы ведения информационной войны изменяются и совершенствуются с течением времени. В настоящее время активно применяются ресурсы сети интернет, где информационную войну вести гораздо легче. Необходимо отметить, что информационная война, начиная с 2010-х г. ведется не только с помощью средств массовой информации, но и, например, социальных сетей.
Таким образом, цель работы достигнута. Проведен анализ специфики и особенностей ведения информационной войны.
Читать дальше
1. Вартанова, Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред.- М.: Фак. журн. МГУ, Издательство Московского ун-та, 2019. - 246 с.
2. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики. М.: Высш. шк., 2021. - 80 с.
3. Горбачев М.С. и др. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития в условиях информационной войны. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 269 с.
4. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М. : Аспект Пресс, 2020. - 348 с.
5. Корытникова Н.В. Виртуализация общества и Интернет как средство производства сетевых коммуникаций // Социологические исследования. —2017. — № 2. – С. 89 – 102.
6. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. — М.: Проспект, 2018. – 147 с.
7. Давыдов И. Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации [Электронный ресурс] // Русский Журнал. 2020. URL: http://www.russ.ru/ p0litics/20000928_davyd0v.html (дата обращения : 2.12.2022).
8. Интерактивность как средство создания диалога с аудиторией [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2015-zhumaHstika/borzova.pdf (дата обращения 4.12.2022).
9. Интернет в России в 2021 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]. URL: https://fapmc.g0v.rU/r0spechat/activities/rep0rts/2021/teleradi0/main/cust0m/0/00/ file. pdf (дата обращения : 1.12.2022).
10. Производство и потребление изображений в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-i-potreblenie-izobrazheniy-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения 2.12.2022).
11. Трансформация жанра «Специальный репортаж» в современной прессе рецепты [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-zhanra-spetsialnyy-reportazh-v-sovremennoy-presse (дата обращения 4.12.2022).
Читать дальше