ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА 5
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СТАЦИОНАРНОЙ БОЛЬНИЦЫ - БСМП ИМ. КАРПОВИЧА, Г. КРАСНОЯРСК 23
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СТАЦИОНАРНОЙ БОЛЬНИЦЫ - БСМП ИМ. КАРПОВИЧА, Г. КРАСНОЯРСК 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Читать дальше
Поступательное социально-экономическое развитие Российской Федерации представляется невозможным без постоянной поддержки и модернизации системы здравоохранения. Ведущим приоритетом отрасли выступает высокое качество предоставляемой населению медицинской помощи, а качество оказываемой помощи находится в прямой связи с профессиональной эффективностью медиков.
Профессиональное становление медицинского работника представляет собой процесс, с одной стороны, заключающийся в формировании необходимых для выполнения своих прямых обязанностей компетенций, с другой стороны, состоящий в развитии профессионально значимых личностных качеств.
В последнее время проблема профессионального стресса приобрела особую значимость в медицине. Повседневная деятельность медицинского работника сопровождается негативным воздействием многих вредных факторов, которые могут снижать общий уровень здоровья, а также способствовать формированию профессиональных заболеваний. Медицинский труд характеризуется высоким эмоциональным напряжением, связанным с ответственностью за жизнь и здоровье человека, высокой интенсивностью деятельности, частыми перегрузками.
Первому направлению профессионального развития медицинских специалистов традиционно уделяется значительно больше внимания, чем второму направлению, что подтверждает и внедрение концепции непрерывного медицинского образования.
Однако, учитывая, что профессия врача относится к категории субъект-субъектных профессий, важно учитывать, что его профессиональная деятельность проходит в условиях высокого умственного и психоэмоционального напряжения, сопряжена с взаимодействием с пациентами, переживающими стресс, обусловленный заболеванием и процессом лечения, а потому эмоциональное состояние медицинских работников играет ничуть не меньшую роль в структуре их эффективности, чем развитые профессиональные компетенции.
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу предупреждения профессионального выгорания медицинских работников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- был рассмотрен стресс как научная категория современной психологии; изучены условия и факторы развития профессионального стресса в трудовой деятельности медицинских работников; проанализирован профессиональный стресс как источник профессионального выгорания у медицинских работников; выполнен анализ современных подходов психологической профилактики и предупреждения профессионального выгорания медицинских работников; получен результат анализа профессионального (эмоционального) выгорания.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что программа предупреждения профессионального выгорания медицинских работников обеспечит снижение профессионального выгорания сотрудников, а также повысит их удовлетворенность трудом.
Для современной личности овладение технологиями управления стрессом является необходимым условием эффективной работы, а особенно деятельности в новых для нее сферах.
Несмотря на то, что накоплено в достаточном количестве различные технологии управления профессиональным стрессом, однако к ним проявляется все больший интерес, так как данная проблема является актуальной во многих сферах производства и услуг. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление «стресс-менеджмент».
Большинство стрессогенных факторов можно минимизировать с помощью переорганизации рабочего времени.
Минимизировать стрессы помогает подробное планирование рабочего дня сотрудников на уровне рядового персонала. Для создания благоприятного морально-психологического климата необходимо реальное привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с модернизацией структуры или технологического процесса.
При разработке антистрессовой программы руководителю не следует жалеть средств, усилий и времени, так как последствия нерешенного стресса могут оказывать влияние на деятельность всей организации. Чаще всего проявлением стресса является: абсентеизм (беспричинное отсутствие на работе); ошибки в работе и снижение производительности труда; ухудшение микроклимата в коллективе; апатия, снижении сопротивляемости болезням. Основная роль в управлении стрессами должна отводиться контролю их уровня, который осуществляется путем отслеживания проявлений типичных признаков стрессового состояния
Профилактика профессионального стресса наиболее действенна при соблюдении таких психологических условий, таких как повышение профессиональной мотивации медицинских работников, улучшение отношений организационного окружения, формирования положительного морально-психологического климата, социальной поддержки, формирование позитивных взглядов на жизнь.
Таким образом, профилактика профессионального стресса представляет собой комплексную система согласованных мероприятий, направленная не только на стресс-мониторинг персонала, но и на разработку и внедрение программы профилактики профессионального стресса работников организации, а также на последующий мониторинг результатов.
Читать дальше
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков.– СПб: Речь, 2004. 166 с.
2. Винокур В. А. Профессиональный стресс у врачей /
В. А. Винокур. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://doktormatyash.ru/professionalnyj-stress-u-vrachej.htm(дата обращения 19.11.2022)
3. Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка», или профилактика «эмоционального выгорания». М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2018. – 240 с.
4. Леонова, А. Б. Синдромы профессионального стресса у врачей разных специализаций/ А. Б. Леонова, М. А. Багрий// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. №3. С.44-52.
5. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции/А. Б. Леонова// Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. № 2. С.75-85
6. Мальцева Н. В. Исследование синдрома психического выгорания в связи с индивидуальными и личностными свойствами учителей // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. педагогических работников в образовательных учреждениях. Тюмень, 2015. С. 86–90.
7. Михайлова О. Б. Долой профессиональное выгорание, или как жить долго и счастливо на работе // Секретарское дело. 2017. – № 11. – С. 6–12.
8. Официальный сайт КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://bsmp.sibmedport.ru. – дата обращения: 19.11.2022.
9. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., – 2013. – 177 с.
10. Самоукина, Н.В. Виды стресса [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://samoukina.com/search.html(дата обращения 19.11.2022)
11. Селье Г. Стресс без дистресса // Юридическая психология: хрестоматия / авт.-сост. В. В. Романов. М.: Юрайт, 2019. – С. 122–133.
12. Чердымова Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с.
13. B. Perlman, E.Alan Hartman. Burnout: Summary and Future Research.//Human relations. – 1982. – Vol. 35, Number 4. –pp. 283-305.- Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/001872678203500402 дата обращения - 19.11.2022
Читать дальше