Введение 3
Глава 1. История изучения экзистенциалов 5
1.1. Особенности терминологии 5
1.2. История понятия экзистенциалов 8
Глава 2. Вера, надежда, любовь и счастье в экзистенциализме 11
2.1. Экзистенциалы веры и надежды 11
2.2. Любовь и счастье как экзистенциалы 15
Заключение 17
Библиографический список 19
Читать дальше
В ходе работы над рефератом были рассмотрены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие об экзистенциалах человеческого бытия и история изучения данного вопроса. В рамках учения экзистенциализма, включающего в себя немало как философов, так и людей искусства, понятие об экзистенциалах вывел Мартин Хайдеггер. Сами они представляют из себя своеобразные модусы, задающие направление человеческим мыслям и деятельности. Экзистенциалы (или экзистенциалии) – это способы человеческого существования, основания человеческого бытия. Экзистенциалы - не предметы, а темы, в которые их может превратить исследователь экзистенциального бытия. Экзистенциалы выступают, во-первых, как способы существования человека, во-вторых, как ценностные узлы, квинтэссенции смысла, целей, стремлений, «плавающие опоры», которые задают параметры существования в мире абсурда .
2. Оценено место веры, надежды, любви и счастья в контексте философии экзистенциализма. В системе взглядов экзистенциалистов вера, надежда и любовь связаны преимущественно с религиозным его ответвлением, полагающим, что Бог не мёртв. Счастье стоит особняком, оставаясь особой категорией, слабо поддающейся анализу. Не представляется возможным предложить одно единственно верное понимание феномена человеческого счастья - для каждого это что-то свое. Каждый из нас может найти свое счастье в каких-то вещах, которые не будут понятными для других. По сути, человек счастлив лишь тогда, когда сам считает себя счастливым, что можно назвать своеобразным проявлением реализации понятия счастья в качестве экзистенциала бытия.
Итак, человек утверждает и постигает себя через веру и надежду, которые соединятся в безграничной любви как силе истинной жизни. Следствием этого является «... внутреннее раскрытие души, прекращение ее замкнутости, ее холодного и обессиливающего бытия в себе. ... Мы постепенно научаемся любить все, поскольку оно есть обнаружение подлинного бытия; сила вечной любви, которая сначала лишь возбудила в нас любовь к самой себе, должна продолжать рождать в нас любовь ко всему и всем» .
Таким образом, экзистенциал любви является завершающей ступенькой «восходящей диалектики» веры, надежды и любви (Г. Марсель), в определенном смысле преодолевающей, «снимающей» «отрицательные» характеристики таких экзистенциалов, как одиночество, смерть, страх. Вера, надежда и любовь укоренены в экзистенциальном опыте, опыте «встречи» человека и бытия и углубленного общения индивидов, ведущего к свободному познанию себя изнутри интерсубъективности.
Читать дальше
Книги
1. Визгин В.П. Присутствие художника // Марсель Г. Присутствие и бессмертие. Избр. работы. – М., 2007. – 273 с.
2. Гагарин А.С. Экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в современной философской антропологии / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 12. Ч. 2. – 314 с.
3. Марсель Г. Метафизический дневник. – СПб., 2005. – 215 с.
4. Марсель Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему // Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избр. работы. – М., 1995. – 342 с.
5. Марсель Г. Опыт конкретной философии. – М., 2004. – 207 с.
6. Омарбекова С. В. Любовь как экзистенциал человеческого бытия: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. — 188 с.
7. Останина О. А. Модус // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. – 311 с.
8. Франк С.Л. Крушение кумиров / С.Л. Франк // Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990. – 167 с.
9. Фролов И. Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. – 445 с.
10. Хайдеггер М. Бытие и время = Sein und Zeit / Пер. [с нем. и примеч.] В. В. Бибихина. — М.: Ad Marginem, 1997. — 635 с.
Электронные ресурсы
11. Бурханов, А. Р. Экзистенциал надежды в теистической философии Габриэля Марселя / А. Р. Бурханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 240-245. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3158/ (дата обращения: 23.11.2022).
12. Гагарин Анатолий Станиславович Феноменологическая топика: смысложизненное пространство экзистенциалов человеческого бытия // Антиномии. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskaya-topika-smyslozhiznennoe-prostranstvo-ekzistentsialov-chelovecheskogo-bytiya (дата обращения: 23.11.2022).
13. Котенко Т.Ю., Данилова Т.В. Счастье как экзистенциал человеческого бытия: философские размышления // European Student Scientific Journal. – 2015. – № 1. URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=305 (дата обращения: 23.11.2022).
14. Омарбекова С. В. Вера, надежда и любовь как экзистенциалы человеческого быт // Система ценностей современного общества. 2010. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vera-nadezhda-i-lyubov-kak-ekzistentsialy-chelovecheskogo-byt (дата обращения: 22.11.2022).
15. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Скепсис. URL: http://scepsis.net/library/id_545.html (дата обращения: 23.11.2022).
Читать дальше