Подводя итоги исследовательской работы стоит отметить, что речевое развитие является довольно важным фактором общего психического развития в школьном детстве, поскольку речь неразрывно связана с мыслительными процессами. По мере овладения функциями речи пятиклассник учится адекватно понимать речь окружающих сверстников и взрослых, также при этом связно выражать свои мысли.
Отмечая педагогическое направление при овладении связной письменной и устной речью, то можно увидеть, что эти два вида речи являются залогом успешного написания сочинения. Человек не может полноценно взаимодействовать с окружающими без развитой речи и отсутствия навыков общения. Развивая функции речи, ученики учатся коммуникации. Развитая функция речи является показателем мыслительной деятельности, а также становится показателем уровня умственной сформированности ученика. Полноценная подготовка к обучению в старших классах возможна при формировании связной речи школьника.
Сочинение дает осознание собственной чувственности, помогает последовательно изложить свои мысли, повысить самоуважение и развить интерес к литературному творчеству [4].
Кроме этого сочинения является востребованным видом деятельности на уроках развития речи, поскольку подготовка учащихся 5 классов к написанию сочинения является кропотливой работой, которая требует особого внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать пятиклассника этим видом работы, педагогу нужно начинать её на серьёзном уровне следует именно с пятого класса как можно ранее.
В данной работе было остановлено внимание на сочинении-повествовании, а также отмечен новый подход к традиционному сочинению о лете; кроме этого уделили внимание определению и классификации разных видов сочинений.
Несмотря на то, что данной проблемой занимались и до сих пор занимаются ведущие мировые ученые, она в настоящее время не решена. Это обусловлено тем, что нет единой точки зрения по проблематике развития речи, а именно по обучению письменным речевым высказываниям, в том числе обучению сочинениям-повествованиям.
Для развития творчества и индивидуальности школьников с помощью сочинения-повествования учитель должен учитывать необходимость целевого обучения развитию школьников, т.е. требовать соблюдения необходимых педагогических условий, включающие освоение школьниками важных грамматико-стилистических умений.
Значимость проведенной работы состоит в расширении и уточнении знания об особенностях обучения сочинениям-повествованиям учеников 5-х классов, а также систематизировании упражнений, помогающие учителям при обучении сочинениям-рассуждениям пятиклассников.
Таким образом, сочинение – является отражением и результатом обучения в целом, а также развитием связной письменной речи, формированием чувства прекрасного.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сочинение-повествование является одним из важных средств, способствующих развитию мыслительной деятельности учеников 5-го класса, а обучение написанию сочинения – многогранной речевой работой, опирающейся на различные методы и приемы.
Наиболее эффективными заданиями над сочинением-повествованием на наш взгляд считаются:
1. Подготовка к сочинению, которая включает в себя предварительное обсуждение целей и темы сочинения-повествования, беседы с учениками на основе специальных вопросов;
2. Написание плана сочинения и подробный анализ;
3. Составление фрагментов текста, которые исходят из пунктов разработанного плана;
4. Проведение речевой работы с учениками, которая включает объяснение и запись фраз из текста, синонимических рядов, работу со словосочетаниями и предложениями, задания на усвоение и закрепление стилистических норм.
Таким образом, обучение написанию сочинения-повествования – это важная работа, которая начинается с начальной школы до окончания школы, и именно от учителя зависит, каким будет обучение, какие аспекты оно затронет, какие знания сформирует, станет ли важным шагом к развитию новых умений в передаче мыслей, чувств, намерений.