Оглавление Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты влияния курения на эмоционально-психическое здоровье 7 1.1 Характеристика психологических зависимостей табакокурения в исследованиях зарубежных и отечественных ученых 7 1.2 Табакокурение как вид зависимости 11 1.3 Работы отечественных ученых о психоэмоциональных особенностях табакокурения 14 Глава 2 Организация исследования 20 2.1 Характеристика исследования 20 2.2 Методы исследования 21 Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 23 3.1 Результаты исследования влияния курения студентов на эмоционально-психическое здоровье 23 3.2 Программа профилактики табакокурения 31 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 45

Влияние курения на эмоционально-психическое здоровье студентов

курсовая работа
Психология
44 страниц
92% уникальность
2022 год
4 просмотров
Ефимцева М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты влияния курения на эмоционально-психическое здоровье 7 1.1 Характеристика психологических зависимостей табакокурения в исследованиях зарубежных и отечественных ученых 7 1.2 Табакокурение как вид зависимости 11 1.3 Работы отечественных ученых о психоэмоциональных особенностях табакокурения 14 Глава 2 Организация исследования 20 2.1 Характеристика исследования 20 2.2 Методы исследования 21 Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 23 3.1 Результаты исследования влияния курения студентов на эмоционально-психическое здоровье 23 3.2 Программа профилактики табакокурения 31 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 45
Читать дальше
Введение Актуальность работы. Много лет ученые обсуждают проблему табакокурения, написано множество статей на эту тему в различных областях науки. На данной проблеме изучения особо были сфокусированы усилия ученых из области здравоохранения и психологии. Предлагались различные модели профилактики вредной привычки, но проблема до сих пор остается актуальной и трудноразрешимой. В мире регистрируется около 4 млн летальных исходов, связанных с курением табака. Отмечают уже 7 млн ежегодных летальных исходов, включая в эту статистику увеличение удельного веса стран с низкими и средними доходами населения [12].


Мы делаем срочные курсовые работы на заказ в Хабаровске , заполняйте форму на сайте.


Среднемировая распространенность табакокурения составляет 21%. Более 43,9% взрослого населения курят в Российской Федерации [13]. Особо хочется отметить группу пассивных курильщиков в общественных местах, где она составляет около 52%. В домашних условиях вынуждены пассивно курить свыше 34%, это 38,7 млн населения. По прогнозам ВОЗ, к 2030 году потребление табака ежегодно будет приводить к смерти в среднем уже 8 млн человек. Цифры достаточно внушительные. Широкое распространение получила эта привычка среди молодежи. Систематическое табакокурение для юношей и девушек начинается в 14,5 и, соответственно, в 15,5 лет, а через 4—5 лет превращается в никотиновую зависимость. На этом этапе развития многие юноши и девушки в возрасте 17—18 лет являются абитуриентами и имеют больше свободы. Вуз может находиться в другом городе или далеко от места проживания, что создает особое чувство самостоятельности и иллюзию независимости: «Теперь я сам по себе». Контроль родителей ослабевает либо вообще невозможен. Отсутствие контроля приводит к тому, что большая часть студентов 19—24 лет, обучающихся в вузах становятся заядлыми курильщиками [4; 5; 9]. Исследования психологов, медиков демонстрируют неутешительные цифры [2; 4; 9; 12; 16; 17; 18; 30; 31]. Теоретический обзор исследований позволяет отметить, что в качестве основного мотива табакокурения у молодых людей является осуществление мнимой самопомощи, которая необходима им для социально-психологической адаптации, расширения социализации и снижения психоэмоционального напряжения в период обучения, а также для реализации возможности неформального общения — за территорией вуза, в открытых общественных местах (парках, скверах, на площадях и т. д.). Курение во всех его проявлениях (сигареты, кальян, нюхательный табак и другие) остается одной из ведущих и в то же время предотвратимых причин смертности во всем мире. Вред потребления табака для здоровья абсолютно надежно доказан. Курение сокращает жизнь на 10-12 лет. Курение, как активное, так и пассивное, определяет не только высокий риск развития соматической (сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные заболевания, патологии репродуктивной системы и другие), в том числе и аллергической патологии, но и высокие уровни смертности населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, от заболеваний, связанных с табакокурением, в мире ежегодно умирают не менее 8 млн. человек. Одной из основных причин смертности является респираторная патология (рак трахеи, бронхов и легких, хроническая обструктивная болезнь легких) [1], [4], [6]. Проблема табакокурения состоит в том, что эта пагубная зависимость воспринимается обществом как достаточно безобидная привычка, не связанная с риском для здоровья. Население России крайне слабо осознает опасности, связанные с табакокурением, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что среди студентов медицинских высших учебных заведений распространенность курения выше, чем в среднем по стране [7], [8]. Изучение личности испытуемых осуществлялось на фоне анализа складывающихся социальных отношений. Подробно рассмотрены: увлечения, социальная активность, особенности окружения с раннего детства, социальная ситуация развития и отношений респондентов в настоящее время. Содержательно представлены особенности отношений юношей и девушек к своим матерям и отцам. Говоря о социальном окружении курильщиков и учитывая их реальную значимость, стоит обратиться к поведению матерей аддиктов еще до рождения детей. Статистика показывает, что для 19% зависимых от никотина обоего пола, было актуально табакокурение их матерей еще до их рождения. К примеру, среди девушек-курильщиц этот процент составляет 16,3%, у не курящих — 5,15%. Среди юношей-испытуемых разрыв показателей еще выше: у 20% курильщиков мамы курили до их появления и только у 3,8% независимых респондентов мамы предавались вредной привычке. Можно предположить, что курильщики явно наследует нежелательный поведенческий паттерн со стороны значимых для них лиц. Можно ожидать не только физиологической чувствительности и приятия испытуемыми табачного дыма, но также их предрасположенности к табакокурению [2]. Данное поведение может оформляться и закрепляться в период взросления детей, когда они наблюдают «разрешительное» курительное поведение своих мам. Ведь, согласно опросам, среди представителей социального окружения, которые отмечены фактом курения, присутствуют и мамы испытуемых. У курящих и некурящих девушек мамы курят в 20,6% и 8,2% случаях соответственно, у юношей в 20% и 5% случаях соответственно. Процент негативного влияния на поведение девушек со стороны их собственных матерей несколько выше, чем у юношей. Можно определить, что испытуемых-курильщиков табака окружают также курящие сверстники, на их долю приходится 74,1% курильщиков — друзей (юношей) и 32,4% подруг, зависимых от никотина. Для независимых респондентов 19,2% курящих девушек являются подругами и 47% юношей являются друзьями независимых от курения [10]. Социальную ситуацию развития в юношеском возрасте дополняют особенности проживания испытуемых и в период взросления. Цель работы – исследовать влияние курения на эмоционально-психическое здоровье студентов. Задачи: - рассмотреть характеристику психологических зависимостей табакокурения в исследованиях зарубежных и отечественных ученых; - описать табакокурение как вид зависимости; - проанализировать работы отечественных ученых о психоэмоциональных особенностях табакокурения; - рассмотреть характеристику исследования; - описать методы исследования; - обосновать результаты исследования влияния курения студентов на эмоционально-психическое здоровье; - представить программу профилактики табакокурения. Гипотеза исследования – влияние курения на эмоционально-психическое здоровье студентов отражает суть проблемы. Объект исследования – студенты. Предмет исследования – влияние курения на эмоционально-психическое здоровье. Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации. Практическая значимость работы заключается в применении полученных результатов в деятельности психологов. Объем работы составляет 48 страниц. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Заключение В результате проделанной работы решены задачи поставленные в начале работы. Таким образом, молодежь начинает курить из-за влияния окружения, хотя в этом у него нет потребности. В студенческие годы вырабатывается привычка к курению. Выявлена у 39,3% курящих готовность к отказу от курения, однако только 10,7% студентов планируют это в ближайший период. Попытки отказаться от вредной привычки, которые завершились неудачей у 21,4% респондентов. Это свидетельствует о том, что курение действительно является социальной проблемой, в связи с чем возникает необходимость проведения активной санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни, обучение гигиеническим навыкам и мотивирование их отказу от вредных привычек – это путь к снижению распространенности курения среди студентов. Как показали результаты исследования, большинство опрошенных начали курить до 18 лет, поэтому, в первую очередь, следует ужесточить меры наказания для продавцов табачных изделий несовершеннолетним. Табачная реклама. Большую роль в привлечении подростков к вредной привычке является реклама. Многие табачные компании вкладывают большие деньги в пропаганду вредного влияния табакокурения. Однако несмотря на это, подобные действия носят скорее рекламный характер, что не приносит никаких положительных результатов. Следовательно, необходимо изменить концепцию самих действий, то есть, вместо взрослого спортсмена, который выступает «против курения», лучше показать, к примеру, как будут выглядеть легкие курильщика через 10-20-30 лет. Приобщение к курению табака детерминировано нарушением социализации, начинающемся в семье с ранних лет. Такое нарушение может закладывать фундамент будущих социально-поведенческих нарушений, приводить к табачной зависимости личности в юношеские и зрелые годы. Выявлено, что испытуемые, которые не приобщились к табакокурению с детства, в юности, общаясь, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, имеют иной качественный и количественный репертуар ролевых социально-психологических позиций. Среди них больше, чем среди аддиктов, обнаруживаются дети, которые были «милыми», «позитивными», «спокойными», «послушными», «подвижными», «умными», «творческими» «любознательными» «активными», «вдумчивыми», «открытыми», «понимающими» и т. д. Нарушение социализации, начинающееся в семье с ранних лет, может закладывать фундамент будущих социально-поведенческих нарушений, приводить к табачной зависимости личности в юношеские годы. В то же время разнообразие видов деятельности и общения в семьях способствует формированию устойчивой самооценки. Ребенок в таких семьях начинает понимать себя, его социализация способствует общению с социумом, формирует здоровую идентичность, предпосылки социальной адаптации, что может предотвратить появление аддикций. По результатам исследования, курильщики в большей степени, чем некурящие, испытывают одиночество, в общении проявляют стеснение. При общении с противоположным полом наблюдается скованность, присутствуют признаки когнитивного искажения в восприятии межличностных отношений. Наряду со снижением уровня социальной адаптивности у табакокурильщиков наблюдаются нарушение уровня социальных контактов, снижение уверенности в себе и повышение интровертированности. Разработана модель исследования курильщика табака, которая представляет собой систему социальных отношений, состоящих из определенных социально-психологических подсистемных компонентов. В качестве таких подсистемных компонентов выступают: факторы социализации, причины нарушения социализации, особенности социализации (условия социализации курящих табак), социально-психологические последствия в зависимости от особенностей курильщиков для каждой подсистемы. На основании проведенного исследования предложены рекомендации психологам, социальным педагогам, а также родителям по профилактике табакокурения в подростковом и юношеском возрастах: - организационно-педагогические мероприятия. Особое значение в русле этих мероприятий придается просвещению, консультированию будущих родителей в центрах помощи семье, родителям и детям, а также обучающимся в образовательных организациях по вопросам вреда табакокурения для будущего поколения. Цель просветительских бесед — обозначение патогенных факторов функционирования для взрослеющего и развивающегося индивида в кругу семьи и за ее пределами, которые впоследствии могут приводить к вредным привычкам и табакокурению. Темы профилактических бесед касаются вопросов ранней социализации детей в семье и актуальных проблем табакистов в социальных отношениях, особенностей их социальной адаптации. - социально-психологические практики — групповые тренинги личностного роста, социального взросления подростков, юношей способствуют изменению отношения к себе, нахождению друзей, доверительному общению со значимыми взрослыми. - организация социально-группового и индивидуального психотерапевтического консультирования. В рамках подобных встреч под руководством психологов и психотерапевтов проводятся социальная коррекции, анализ и моделирование признаков нарушения привязанности, социализации, социальных контактов, когнитивных установок личности табакокурильщиков.
Читать дальше
Список литературы 1. Ажгиреева С.К. Отношение молодежи к курению на примере студентов медицинского ВУЗа / С.К. Ажгиреева, А.С. Аубекерова, Н.В. Филиппова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2017. – Т.7 - №1. – С.321-323. 2. Антонова Е.С. Курение в студенческой среде и осведомленность студентов-медиков о лекарственных препаратах для лечения никотиновой зависимости / Е.С. Антонова, Н.Б. Орлова, С.И. Павлова // Acta Medica Eurasica. – 2019. - №3. – С.1-6. 3. Алмаев К.Р. Табакокурение: эпидемиология, клиника, лечение, профилактика и нормативное регулирование / К.Р. Алмаев // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2018. – Т.13. - №2. – С.426-430. 4. Бородулин Б.Е. Табакокурение среди врачей города Самары и студентов медицинского вуза // Медицинский альманах. 2016. № 4 44). С. 24—27. 5. Богданович Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 232—249. 6. Вохминцева Л.В. Распространенность табакокурения среди студентов первых трех курсов Новосибирского государственного медицинского университета // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Том 27. № 4. С. 205—208. 7. Гаврилов Е.С. Курение в студенческой среде: распространенность, причины, мотивы отказа, возможности профилактики (на примере студентов ДВГМУ) // Молодой ученый. 2020. № 26 (316). С. 57—59. 8. Громова И.А. Особенности родительской семьи у зависимых от психоактивных веществ // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Том 19. № 2. С. 132—141. 9. Григорьева А.А. Употребление подростками психоактивных веществ при разных видах аутоагрессивного поведения // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 116—122. 10. Гамбарян М.Г. Хронические респираторные заболевания и потребление табака / М.Г. Гамбарян // Медицинский совет. – 2018. - №17. – С.144-152. 11. Гаврилов Е.С. Курение в студенческой среде: распространенность, причины, мотивы отказа, возможности профилактики (на примере студентов ДВГМУ) / Е.С. Гаврилов // Молодой ученый. - №26.1(316.1). – 2020. – С.57-59. 12. Дресвянкина У.М. Особенности распространенности курения и парения у студентов высшего учебного заведения / У.М. Дресвянкина, Н.Л. Лысцова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. - №4. – С.378-380. 13. Жуйкова И.В. Индивидуальные особенности личности при аддиктивном поведении в юношеском возрасте // Вестник Курганского государственного университета. 2017. № 3. С. 46—51. 14. Захарова Л.А. К формированию программ борьбы с табакокурением среди медицинских работников / Л.А. Захарова, А.Д. Ибатов, Ю.В. Нагибина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2018. – 25(5). – С.286-289. 15. Игнатьева Э.А. Определение уровня зависимости от курения по Фагерстрему и типа курительного поведения по Хорну // Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук: материалы международной научно-практической конференции, 18 января 2016. Praha: Printing house, 2016. С. 90—95. 16. Козлов В.А., Голенкова В.А., Деомидов Е.С. Никотиновая зависимость у студентов вузов // Acta Medica Eurasica. 2016. № 2. С. 12—16. 17. Кузьминов Н.Н. Личность и черты характера курильщиков в юношеском возрасте // Проблемы современного образования. 2018. № 4. С. 62—69. 18. Кобзев Е.А. Психология отношений в семье юношей и девушек, зависимых от табакокурения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. С. 74—85. 19. Карабинская О.А. Распространенность табакокурения в студенческой среде (информация к размышлению) / О.А. Карабинская, В.Г. Изатулин, О.А. Макаров и др. // Сибирский медицинский журнал. – 2018. - №2. - C.86-90. 20. Кобзев Е.А. Модель исследования социально-психологических особенностей студентов-курильщиков // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 160–179. 21. Максименко А.А. Социально-психологические факторы, способствующие и препятствующие первичному отказу от табакокурения (на примере исследования курящих девушек) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 267—276. 22. Медоуз Д. Азбука системного мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 282 с. 23. Милёхин А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 3. № 3. С. 1—15. 24. Минчук О.В. Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодежи // Молодой ученый. 2016. № 21 (125). С. 786—789. 25. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития. 2018. № 7. C. 60—63. 26. Мокина Н.А. Оценка распространенности и статуса табакокурения среди самарских студентов // Пульмонология. 2017. № 3. С. 55—58. 27. Мэй Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 2017. № 2. С. 90—95. 28. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Паблишер, 2019. 396 с. 29. Решетко С.А. Обзор социально-психологических исследований проблемы табакокурения // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60) С. 142—144. 30. Степанова О.П., Слепухина Г.В., Безенкова Т.А. Психологические особенности людей, зависимых от психоактивных веществ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Том 7. № 4 (25). С. 355—357. 31. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. 2018. № 1-2. С.22-99. 32. Яцун С.М. Анализ медико-социальных аспектов распространения табакокурения среди студентов Курского государственного университета / С.М. Яцун, Н.В. Лунева, И.А. Соколова и др. // Актуальные проблемы медицины. – 2014. - №24(195). – С.128-131.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Гендерные стереотипы среди девушек в технических и гуманитарных вузах
Количество страниц:
51
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
реферат
Наблюдение как метод психологической диагностики
Количество страниц:
15
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психодиагностика
курсовая работа
Структура научного текста
Количество страниц:
30
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image