ВВЕДЕНИЕ 2 1 Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема 6 1.1 Сущность понятия «одаренность» 6 1.2 Психологические основы детской одаренности 11 1.3 Формы и методы работы с одаренными школьниками 16 2 Направления методической работы учителя в процессе обучения и воспитания одаренных детей 25 2.1 Методы диагностики умственной одаренности 25 2.2 Проектирование системы работы учителя с одаренными школьниками 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Анализ методической работы учителя в процессе обучения и воспитания одаренных детей

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
80% уникальность
2022 год
17 просмотров
Тимофеева А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 1 Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема 6 1.1 Сущность понятия «одаренность» 6 1.2 Психологические основы детской одаренности 11 1.3 Формы и методы работы с одаренными школьниками 16 2 Направления методической работы учителя в процессе обучения и воспитания одаренных детей 25 2.1 Методы диагностики умственной одаренности 25 2.2 Проектирование системы работы учителя с одаренными школьниками 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Читать дальше
Актуальность. Выявление одаренных детей – очень важная проблема. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, и нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.


Сделаем написание работ не рутиной. Work5.


В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной», и их творческие возможности со временем снижаются. Поэтому для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей. Одаренные дети – это будущее России, престиж на мировой арене. Одаренный ребенок выделяется своими яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Но есть и общие черты, присущие одаренному ребенку, вне зависимости от вида деятельности, в котором проявляются его выдающиеся способности. В частности, одаренные дети обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Однако далеко не каждый может распознать и развивать свои способности самостоятельно. Для этого требуется поддержка и понимание ребенка со стороны семьи, распознание, развитие способностей со стороны педагогов. Разобраться в особенностях детской одаренности возможно при условии использования тех знаний, которые были накоплены исследователями за долгое время. Платон, Ф. Гальтон, Дж. Локк, К.А. Гельвеций, явились первыми основателями теории одаренности, Л. Термен, Л. Холлингоуорт, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Б. М. Теплов, С.Л. Рубенштейн работали над вопросом одаренности, разрабатывая методологические и теоретические основы данного феномена. Характеристика источников информации. Наибольший вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли такие ученые, как И.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Т.О. Гордеева. Если рассматривать педагогическую поддержку, то необходимо опираться на концепции О.С. Газмана. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности – это результат тесного взаимодействия наследственности, а именно природных задатков и социальной среды, который в свою очередь опосредован деятельностью человека, например, игровой, учебной, трудовой. При этом особую роль играет личная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития и развития личности, которые лежат в формировании и реализации индивидуального дара.. Младший школьный возраст – это важный период становления способностей и самой личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Объем интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его прогресс или регресс устанавливают динамику развития одаренности. Объект исследования: процесс обучения и воспитания одаренных детей. Предмет исследования: методы работы с одаренными детьми. Цель исследования: изучение методической работы учителя в процессе обучения и воспитания одаренных детей. Задачи исследования: 1.Раскрыть сущность понятия «одаренность». 2.Раскрыть психологические основы детской одаренности. 3.Обосновать формы и методы работы с одаренными школьниками. 4. Проанализировать методы диагностики умственной одаренности. 5. Разработать проектирование системы работы учителя с одаренными школьниками. Методы исследования: анализ нормативно–правовых документов по проблеме исследования; анализ научно–методической, психолого–педагогической литературы; обобщение, конспектирование. Практическая значимость работы: предлагаемая система работы учителя с одаренными школьниками может быть использована педагогами начальных классов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Таким образом, одаренность – это качественная совокупность способностей человека, которая обеспечивает успех в той деятельность, где есть этот дар; общие способности или отдельные качества, которые обуславливают уровень, широту и своеобразие деятельности ребенка; умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Наряду с личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психолого–педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональном развитии и личной жизни. По итогам изучения различных методов работы с одаренными детьми мы можем сделать следующие выводы: во–первых, вариативность и разноплановость воспитательной работы дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и учитывает различные виды одаренности; во–вторых, выбор тех или иных методов и форм работы должен быть основан на результатах предварительной диагностики; в–третьих, все виды работы по воспитанию одаренных детей должны быть взаимосвязаны и системны. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Читать дальше
Законы. Указы. Постановления: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Конституция РФ. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС НОО). 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22). 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ». 9. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 10. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 14. Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования» от 13.07.2021 г. № 47-01-13-14546/21. 15. Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «О формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности для общеобразовательных организаций на 2022-2023 учебный год» от 14.07 2022 г. № 47-01-13-12008/22. Статья в периодических изданиях и сборниках статей 16. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». – 2019. – №3. – С. 5-65. Книги, монографии: 17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2018. – 150 с. 18. Лейтес Н. С. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с. 19. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии: избранные труды. - М.: Наука. 2017. – 446 с. 20. Матюшкина А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. ‒ М.: ЧеРо, издательство «Омега-Л», МПСИ, 2018. – 368с. 21. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования. – Самара, 2017. – 160 с. 22. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с. 23. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 2017. – 264 с. 24. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – 464 с. 25. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М. МПСИ; НПО «МОДЭК». – 2016. – 338 с. 26. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей – М.: «Просвещение», учебная литература, 2016. – 150 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проблемы развития туристско-рекреационных территорий на берегах Волги
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Анализ конкуренции при разработке бизнес-плана
Количество страниц:
36
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Редактирование газетных текстов, содержащих повествование
Количество страниц:
35
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image