В рамках данной работы провели исследование договоров в сфере опеки и попечительства.
В результате исследования пришли к ряду выводов.
Опека и попечительство – это правовой институт, основанный на совокупности норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с соответствующей деятельностью специальных органов, а также граждан (опекунов и попечителей), осуществляющих защиту законных интересов и прав подопечных.
Опека и попечительство возникают в результате утраты семьи, ненадлежащего исполнения родителями несовершеннолетних своих обязанностей, решения суда об ограничении или полном отсутствии дееспособности лиц, делающих невозможным самостоятельное осуществление этими лицами их права и обязанности. Именно поэтому государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства, задачи которого возложены на органы опеки и попечительства.
Правовой статус несовершеннолетнего ребенка представляет собой систему прав и свобод, содержание которых определяется конституционными положениями. Отраслевой статус личности несовершеннолетних детей впервые закрепляется в нормах семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуальный правовой статус, который зависит от их индивидуальной правоспособности.
Правовое положение детей-сирот и лиц, лишенных родительской опеки, определяется действующим законодательством, после анализа которого можно сделать вывод, что на реализацию прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты правоотношений соответствующие правовые нормы, которые прямо или косвенно затрагивают права детей.
Юридическое содержание отношений с таким субъектом, как сирота или лишенный родительской опеки, характеризуется лишь наличием у последнего субъективных прав, без какой-либо установленной обязанности.
Система устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране делится на две основные формы - несемейную и семейную. Каждая форма имеет свои типы устройств. форма семьи – усыновление, опека (попечительство), приемная семья, приемная семья. К несемейной форме относятся различные виды специализированных организаций для рассматриваемых категорий детей.
Приемная семья – это такая семья, которая потенциально способна заменить ребенка биологической семьей, отсутствующей по каким-либо причинам, выполняя при этом важнейшие для несовершеннолетнего функции по уходу, воспитанию и защите его интересов.
С общей точки зрения рассматриваемую систему можно представить как совокупность взаимодействующих структурных элементов, объединенных общей целью - осуществление заботы, заботы, защиты детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты и защиты своих прав.
Форму устройства детей-сирот можно определить как внешнее выражение заботы государства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в связи с созданием максимально возможных условий для воспитания в приемной семье, а при отсутствии такой возможности - в организаций детей-сирот, защиты прав и законных интересов, а также оказания материальной поддержки.
В настоящее время дети-сироты в Российской Федерации имеют очень широкие государственные гарантии, способствующие их адаптации в обществе, образованию, материальному обеспечению и т. д. Однако для окончательного признания России подлинно социальным государством необходимо, чтобы механизмы реализации эти гарантии работают эффективно.
Норма, содержащаяся в абзаце 3 пункта 1 статьи 121 СК РФ, предусматривающая, что деятельность иных, кроме органов опеки и попечительства, физических и юридических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей не допускается, входит в противоречие с пунктом 4 статьи 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в соответствии с кото-рой, органы опеки и попечительства могут делегировать часть своих полномочий образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или другим организациям, в т. ч. организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, создается коллизия, требующая своего устранения.
Основными причинами, вызывающими проблемы при исполнении судебных решений о предоставлении жилой площади детям-сиротам, являются несоответствие суммы средств, выделенных из бюджета регионов, и суммы средств, необходимых для обеспечения детей-сирот, имеющих право на жилье; несвоевременное освоение средств, выделенных региональными властями на обеспечение жильем детей-сирот. Наличие указанных оснований существенно усложняет возможность применения к должнику мер воздействия, уголовно-правового и административного воздействия.
Анализ оснований для предоставления отсрочки исполнения судебных актов показал, что основаниями для предоставления отсрочки чаще всего являются продолжительность процедуры зачисления средств из региональных бюджетов в бюджеты от громады; продолжительность процедуры проведения аукциона на приобретение необходимого жилого помещения; нарушение сроков исполнения договоров, заключенных на приобретение муниципального жилья застройщиками.