Многие студенты откладывают написание курсовой работы по финансовому менеджменту. Чтобы сэкономить время лучше заказать курсовую работу в Work5.
Именно в этот период ребенок сенситивно относится к усвоению речи: при недостаточном уровне усвоения овладения родным языком к 6-7 годам, то данный навык становится трудно доступным на более поздних возрастных этапах., поскольку нарушения речи имеют стойкий характер. Недоразвитость речевых навыков оказывают отрицательное влияние на психическое развитие дошкольника, а в более старшем возрасте снижают эффективность при обучении в школе. Тема организации лексико-грамматического строя речи дошкольников с речевой патологией часто поднимается в логопедической литературе. Например, такие специалисты как Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др., при коррекционной работе с детьми с ОНР основным направлением избирали формирование лексико-грамматической стороны речи. При нормальном течении развития речевой активности ребенок обучается изменять слова и согласно правил русского языка их употреблять в словосочетаниях и предложениях общаясь с окружающими людьми и сверстниками, то дошкольник с нарушением речи ограничен в возможностях овладения лексическими и грамматическими категориями и формами при подражании речи окружающих. Ему требуются специальные условия и средства обучения, где именно этим категориям отводится большое внимание. Следует отметить такое противоречие, как тот факт, что в логопедической науке довольно обширно разработан и активно применяется методический арсенал по теме коррекционной работы с детьми с ОНР. Но более конкретизированные приемы, которые способны развить уровень лексики ребенка дошкольного возраста представлены недостаточно. Методический комплекс развития лексики и грамматического строя речи дошкольника должен осуществляться дифференцировано, ври этом учитываются такие особенности как личностные, возрастные, речевые, что и является актуальной проблемой для теории и практики логопедического раздела коррекции речи детей с ОНР. Данная проблема ставит вопрос о необходимости поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В русских логопедических исследованиях единицей речи является предложение с учетом развития синтаксических и аналитических закономерностей. Советский языковед Н. А. Гвоздев писал: «Огромную роль в развитии речи детей играет предложение. Настаивая на о том, что оно является основной единицей речи и главным орудием мышления и общения. Ребенок осваивает родной язык, наиболее удобным для него способом. Так, он обычно использует предложения таких типов, которые часто слышит в обиходе окружающих его людей. Именно поэтому в его предложениях зачастую появляются отдельные комбинации слов, и отдельные грамматические категории, с различными морфологическими признаками. Развитие предложения у ребенка состоит в усложнении предложений по сравнению с числом содержащихся в них элементов (слов) и разнообразием отношений между этими элементами между ними». Трудностями коррекционно-логопедической работы при ОНР становится исправление не одного недостатка, а вариативная работа, которая направленна на развитие речевых сторон, таких как лексика, грамматический строй речи и связной монологической речи. Такой подход необходим не только для речевого развития, но и для предстоящего обучения в условиях школы. При определении эффективных направлений, стоит отметить метод, при котором ребенок будет осуществлять практическую деятельность с предметами. Стоит отметить, что сказка с её фантастическим сюжетом, относится к одному из самых любимых литературных жанров дошкольников. Сказочная история позволяет дошкольнику без ограничений и шаблонов проявлять фантазию и творчество. Помимо этого, ребенок-дошкольник, на примере сказок анализирует каким образом можно преодолеть трудности, как можно решить сложную ситуацию. В сказке дети наблюдают что происходит с силой добра, любви и справедливости, анализируя сказки, он проецирует на свою действительность, в процессе чего происходит развитие не только речевых навыков, но развитие личности в целом. Следовательно, сказочные истории нацелены на то, чтобы перед ребенком возник правильный моральный и поведенческий облик, и что немаловажно и правильный речевой образ. Именно поэтому такое новообразование, как сказочные истории в настоящее время часто стали использовать педагоги в работе с детьми. В последнее время все чаще его стали называть сказка-терапия. Под этим термином принято подразумевать процесс, который направлен на получение осмысленных знаний об окружающем мире и всевозможных коммуникативных схемах, которые заложены во взаимоотношениях персонажей. Самый главный плюс данной терапии заключается в том, что сказочные смыслы можно переносить в реальную жизнь, а также используя метод прямой проекции примерять на себя действия и поступки героев. Методические приемы, которые используются в сказка-терапии вполне успешно позволяют детям опираться не только на свои непосредственные чувства и ощущения, а также на информацию, которая хранится в его памяти. Все это оказывает влияние на развитие психических функций, в их числе - внимание, память, мышление, воображение и на развитие речевых навыков. На логопедических занятиях при применении метода сказка-терапии идет стабильное воздействие, конечно же прежде всего на речевое развитие дошкольника. Несмотря на это перед логопедом стоит задача по развитию и исправлению как звуковой, так и смысловой стороны речи, затрагивая все разделы речевого развития, в их числе остается задача по снижению числа трудностей при общении с окружающими людьми. Также стоит отметить, что разбор значений пословиц и поговорок, фразеологических оборотов, которые озвучивают в сказочных историях, очень положительно влияет на образное мышление, связную речь. Ребенок, владеющий значением и понимая многие пословицы и фразеологические обороты, легко может коммуницировать и общаться, при этом активно слушать собеседника, рассказывать и пересказывать истории. В методике развития речи дошкольников старшего возраста множество исследований посвящено использованию сказок в развитии последовательной связной речи у детей. К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова, З.А. Гриценко и др. в своих трудах особое внимание неоднократно уделяли эффективности использования сказки с целью продуктивного развития речи дошкольников. Данная тема является актуальной, поскольку логопедические специалисты сталкиваются с многообразными нарушениями речи, при этом применяя различные методы при коррекции. Кроме этого при нарушениях речи у дошкольников с ОНР необходимо соблюдать индивидуально ориентированную систему, которая позволит учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и даст создать условия для развития его потенциальных возможностей. Проблема исследования – роль сказка-терапии в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях. Предмет исследования – использование сказка-терапии при комплексной коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях. Гипотеза исследования – эффективность логопедической работы будет повышена, если коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста будет проводиться целенаправленно и с использованием сказка-терапии на логопедических занятиях. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы с использованием сказка-терапии. Выявить особенности речевых и неречевых функций у дошкольников с ОНР, направленной на коррекцию общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, разработать систему коррекционной работы на логопедических занятиях с учетом дифференцированного подхода с данной категорией детей. В соответствии с поставленной целью намечены следующие задачи: - изучить теоретические основы общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста; - дать психолого-клиническую характеристику дошкольникам с ОНР; - изучить роль сказка-терапии и особенности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; - разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию сказка-терапии. Методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез. Методы эмпирического исследования: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, изучение результатов деятельности детей, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, логопедическое обследование, количественный и качественный анализ полученных данных. База исследования. Исследование проходило на базе детского сада ГБОУ школа №1360 «Теремок» г Москва. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке рекомендаций для педагогов и родителей по использованию сказка-терапии для коррекции речи детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи. Проект имеет теоретическое обоснование и может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений. Структура выпускной работы: исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.