ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 5
1.1 Понятия, задачи и цели научных исследований 5
1.2 Классификация стран по уровню развития научных исследований 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО ОПЫТА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 17
2.1 Анализ и оценка научных исследований в Европе 17
2.2 Анализ и оценка научных исследований в Азии 21
2.3 Анализ и оценка научных исследований в США 27
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 32
3.1 Проблемы научных исследований 32
3.2 Пути решения и модернизация подходов научных исследований 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Читать дальше
Зародившись в древнем мире в связи с потребностями социальной практики, наука начала формироваться в XVI и XVII веках и в ходе своего исторического развития стала производительной силой и важнейшим социальным институтом, оказывающим значительное влияние на все сферы жизни общества. Как особое знание о мире и его преобразованиях, наука сформировала наше понимание того, что такое мир и природа и как человек может и должен относиться к ним. Наука начинает развиваться относительно независимо от своих истоков, но она всегда связана с практикой и регулярно возвращается в науку.
В зависимости от уровня научно-технического развития можно выделить четыре типа стран: 1) Страны с высокоразвитой наукой и техникой. Они широко внедрили результаты науки в свою экономику (США, Япония, страны Западной Европы). Именно в этих странах (особенно в США) возникли технополисы и технопарки. Название одного из первых в мире технополисов - «Силиконовая долина» (Калифорния, США) - даже стало общим местом для определения подобных образований в других странах. 2) Страны с развитыми наукой и техникой. Внедрение научных открытий и технологических изобретений в экономику происходит медленно (например, Украина, Россия, страны Балтии, Чешская Республика). В период социалистического развития эти страны обладали мощной научно-технической базой. Многие революционные научные открытия и изобретения были сделаны учеными и исследователями, но большинство из них применялись в основном военно-промышленным комплексом или просто не увидели свет из-за бюрократических преград. 3) Страны с неразвитыми наукой и техникой. Такие страны быстро освоили импортную науку и технологии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Бразилия). Таким образом, они значительно повысили уровень своего социально-экономического развития за счет прогресса в тех секторах экономики, которые в основном зависят от научно-технических достижений (НТП). И постепенно в компании была создана соответствующая научная, технологическая и образовательная инфраструктура. 4) Отсталые в научно-техническом отношении страны. Это касается большинства стран. Общая социально-экономическая отсталость является причиной неразвитости научно-технической инфраструктуры.
Европейские страны предлагают наилучшие условия для доступа к недорогому и качественному высшему образованию, в какой бы области вы ни работали - наука, искусство, производство, предпринимательство или образование. Исторический обзор позволяет сделать вывод, что по мере роста экономики стран Азии и сокращения разрыва между ними и крупными экономиками мира, некоторые азиатские страны также стремились сократить разрыв в области науки и образования. Исследования и разработки в США имеют неоднородную организационную структуру. Большую роль играют федеральные исследовательские центры, университеты и корпоративные исследовательские отделы. В области финансирования научных исследований наблюдается тенденция к постепенному снижению роли федеральных ассигнований и увеличению расходов со стороны корпораций. Частные фонды активно финансируют различные сферы, но приоритетными являются медицинские исследования и политика в области здравоохранения.
Все исследования в науке проводятся для преодоления определенных трудностей в процессе изучения новых явлений, объяснения ранее неизвестных фактов или выявления несовершенства старых методов объяснения известных фактов. Наиболее ярко такие трудности проявляются в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание, его уровень и понятийный аппарат оказываются неадекватными для решения новых проблем восприятия. Признание противоречия между ограниченностью существующих научных знаний и необходимостью их дальнейшего развития приводит к постановке новых научных проблем.
Читать дальше
1. Колдунова Е.В., Лунев С.И. Процессы трансформации системы образования и науки в странах Азии в оценках международных организаций и транснациональных рейтинговых структур // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2017. - Т. 17, № 1. - С. 190-201.
2. Костяев С.С. Организация, финансирование и оценка результатов НИОКР в США // Экономические и социальные проблемы России. - 2019. - № 7. - С. 56-76.
3. Тянь Е. Изучение Центральной Азии в Китае: История, современное состояние, основные исследовательские центры // Международные отношения. - 2019. - № 1. - С. 26-39.
4. Важнейшие вопросы современной науки. – URL: https://imccenter.ru/vazhneyshiye-voprosy-sovremennoy-nauki/
5. Важность и значимость проведения научных исследований в современной науке. – URL: https://disshelp.ru/blog/vazhnost-i-znachimost-provedeniya-nauchnyh-issledovanij-v-sovremennoj-nauke/
6. Главные проблемы современной науки с точки зрения ученых. – URL: https://big-time.pro/glavnye-problemy-sovremennoj-nauki-ch1/
7. Классификация стран мира по уровню развития науки и техники. – URL: http://worldofscience.ru/geografija-mira/6974
8. Модернизация научно-исследовательской деятельности. – URL: https://mininuniver.ru/public-report-2018/modernizatsiya-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti
9. Наука и образование в Европе. – URL: https://studyinfocus.ru/nauka-i-obrazovanie-v-evrope/
10. Научная инфраструктура стран зарубежной Азии. – URL: https://libraryno.ru/15-4-nauchnaya-infrastruktura-stran-zarubezhnoy-azii-region_ekonom/
11. Научно-технический прогресс в странах Азии. – URL: http://vip4ex.ru/59-nauchno-tehnicheskiy-progress-v-stranah-azii.html
Читать дальше