ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ 5
1.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 5
1.2. Ф.ДЕ СОССЮР КАК ОСНОВАТЕЛЬ СТРУКТУРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 12
2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЕВСКОЙ ШКОЛЫ 17
2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ШКОЛЫ. «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» ШАРЛЯ БАЛЛИ 17
2.2. РАБОТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ А. СЕШЕ 21
2.3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С.О. КАРЦЕВСКОГО 24
3. ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА 28
3.1. ШКОЛА А. МЕЙЕ 28
3.2. Ж. ВАНДРИЕС КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Читать дальше
Таким образом, современная когнитивно-дискурсивная парадигма была подготовлена функционализмом, основателем которого наряду с Пражской является Женевская школа и Парижская школы. Функционализм этой школы можно определить в широком смысле как изучение механизма использования языка – семиотической системы – в практике человеческого общения.
Особенность функционализма Женевской школы, отличающая ее от других направлений - присутствие человеческого фактора. Функционализм Женевской школы можно назвать «коммуникативным». Язык изучается с точки зрения его роли в коммуникации, общении между людьми, рассматривается как система такой коммуникации, а не как структурное описание функций языковых единиц. Лингвистические функции в Женевской школе соотносятся с интеллектуальным и аффективным факторами, соответствующими выделяемым в большинстве классификаций двум основным функциям языка - коммуникативной и экспрессивно-прагматической.
Функционализм Женевской школы близок французской функциональной лингвистике, теоретические принципы которой были заложены в работах А. Мейе и Ж.Вандриеса. Язык рассматривается не только изнутри, но и извне с точки зрения его связи с жизнью общества, культурой, тесной связи лингвистических исследований с языковой практикой и преподаванием языков. В то же время функционализм Женевской школы выгодно отличается от французского функционализма, ограничивающего изучение языка одной функцией - коммуникативной. Женевскую школу роднит с французской функциональной лингвистикой связь лингвистических исследований с языковой практикой и с преподаванием языков.
Наряду с функционализмом существует целый инвариант идей, объединяющих начал, общих черт и положений, позволяющих сохранить за Женевской школой закрепившееся в истории языкознания название школы. Женевских лингвистов объединяет стремление развить основные положения учения Соссюра, результатом которого стало формирование лингвистической концепции, включающее динамический подход к статическому состоянию языка, социальный характер речи, мотивированность знака в речи, распространение принципа линейности на обе стороны знака, асимметрия формы и содержания, общность взглядов на проблематику внешней лингвистики.
Женевская школа положила начало целому ряду направлений исследований в лингвистике XX и XXI вв.: стилистике, лингвопрагматике, коммуникативному и функциональному синтаксису, транспозиции, теории дискурса, этнолингвистике и лингвокультурологии, сопоставительно-типологическим исследованиям, теории и практике идеографии, функциональной семантике и фразеологии. Впервые были сформулированы научные понятия фонемы, мо-немы, актуализации, транспозиции, функционального стиля. В нашей стране получила развитие такая проблематика, восходящая к Женевской школе, как функциональная стилистика, номинативный аспект высказывания, актуальное членение, синтагматика, транспозиция, фразеология.
Научное наследие Женевской школы сохраняет свою актуальность для современной лингвистики. В трудах ее представителей можно обнаружить немало плодотворных высказываний и идей, которые могут послужить отправной точкой для формулирования новой проблематики и новых подходов к решению актуальных задач науки о языке.
Читать дальше
1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: Учеб.пособие для студ.филол.спец.высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
2. Алпатов В.М. История лингвистических учений: Учеб.пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 368 с.
3. Барышников П.Н. Становление лингвистики как самостоятельной науки // Вестник РУДН, 2009, № 3. – С. 50-55.
4. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. — 416 с.
5. Бектяскина А.В. Начальный этап развития языкознания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/nachalnyi-etap-razvitiia-iazykoznaniia.html (дата обращения 12.12.2022).
6. Ельмслев Л. Понятие управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/460743/page:7/ (дата обращения 12.12.2022).
7. Золотухин Д.С. К проблеме изучения теоретического наследия Фердинанда де Соссюра в современной отечественной и зарубежной лингвистике // Вестник МГОУ, 2018, № 2. – С. 37-45.
8. Золотухин Д.С. Терминологическая триада «languelangage-parole» Фердинанда де Соссюра в работах разной степени аутентичности [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Alex/Downloads/terminologicheskaya-triada-langue-langage-parole-ferdinanda-de-sossyura-v-rabotah-raznoy-stepeni-autentichnosti.pdf (дата обращения 12.12.2022).
9. Калачева Е.А. К вопросу о лингвистической концепции Ф. Де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2022/article/2018028954 (дата обращения 12.12.2022).
10. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М.: Либроком, 2009. — с. 135.
11. Кузнецов В.Г. Научное наследие Женевской лингвистической школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lit.wikireading.ru/49420 (дата обращения 14.12.2022).
12. Кузнецов В.Г. Исследование дискурса в Женевской лингвистической школе // Вопросы когнитивной лингвистики, 2010, № 1. – С. 30-36.
13. Кузнецов В.Г. Парижская и Женевская ветви учеников и последователей Ф.Де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/parizhskaya-i-zhenevskaya-vetvi-uchenikov-i-posledovateley-f-de-sossyura.pdf (дата обращения 14.12.2022).
14. Кутырева А.И. Французская социологическая школа, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://megalektsii.ru/s39627t6.html(дата обращения 14.12.2022).
15. Луаиби Ф.Р. Лингвистика как наука о языке // «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», 2015, № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/lingvistika-kak-nauka-o-yazyke.pdf (дата обращения 10.12.2022).
16. Лукин О.В. История языкознания с VI в. до н. э. до середины XX в.: учебное пособие.– Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 80 с.
17. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков / А. Мейе; Пер.Д. Кудрявского и доп. по седьмому фр. изд. А. Сухотиным под ред. и с примеч. Р. Шор ; Вступ. ст. М. Сергиевского. - М. : УРСС, 2002. - 509 с.
18. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания. Путеводитель по лингвистике. – М.: Флинта, Наука, 2008. – с. 108.
19. Опарина Е.О. Шарль Балли [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/sharl-balli.pdf (дата обращения 13.12.2022).
20. Слюсарева Н.А. Теория Ф.де Соссюра в свете современной лингвистики. – М.: Наука, 1975. – 113 с.
21. Уфимцева Н.В. Идеи Ф.Де Соссюра в психолингвистическом прочтении, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/idei-f-de-sossyura-v-psiholingvisticheskom-prochtenii.pdf (дата обращения 13.12.2022).
22. Ш. Балли Общая лингвистика и вопросы французского языка, 1955. – 412 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/sharl/text.pdf (дата обращения 13.12.2022).
23. Шрамко С. Нация и язык [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proza.ru/2016/04/23/539 (дата обращения 11.12.2022).
24. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v44732/?cc=1&page=18 (дата обращения 18.12.2022).
25. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse (дата обращения 16.12.2022).
26. Диахроническая лингвистика, или эволюция языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lektsii.org/10-79913.html (дата обращения 16.12.2022).
27. Женевская школа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/188305/literatura/zhenevskaya_shkola (дата обращения 15.12.2022).
28. История семиотики как науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/2146251/literatura/istoriya_semiotiki_nauki (дата обращения 15.12.2022).
29. Критика «курса общей лингвистики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sci.house/osnovyi-yazyikoznaniya-scibook/kritika-kursa-obschey-106462.html (дата обращения 13.12.2022).
30. Лингвистическая деятельность Женевской социологической школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_35/163.htm (дата обращения 13.12.2022).
31. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/14005/.pdf (дата обращения 15.12.2022).
32. Общая теория высказывания Ш. Балли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ozlib.com/1034406/literatura/obschaya_teoriya_vyskazyvaniya_balli (дата обращения 18.12.2022).
33. Синхрония и диахрония, статика и динамика в языке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/languages/00682929_0.html (дата обращения 10.12.2022).
34. Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики/Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Мауро Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре; Примечания / Пер. с франц. С. В. Чистяковой. Под общ. рея. М. Э. Рут.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.— 432 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/9068662/ (дата обращения 18.12.2022).
35. Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infopedia.su/19x63c4.html (дата обращения 15.12.2022).
36. Становление языкознания как науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/2098923/literatura/stanovlenie_yazykoznaniya_nauki (дата обращения 17.12.2022).
37. Структурализм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.filosofio.ru/postklassicheskaya-zapadnaya-filosofiya/strukturalizm.html (дата обращения 17.12.2022).
38. Сущность лингвистической концепции Ф. Де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/languages/00669404_0.html (дата обращения 17.12.2022).
39. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LINGVISTIKA_YAZIKOZNANIE_YAZIKOVEDENIE.html (дата обращения 17.12.2022).
40. Язык как система систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/123011/literatura/yazyk_sistema_sistem (дата обращения 19.12.2022).
41. Bally Ch. Stylistique et linguistique generale // Archiv fur das Studium der neueren Sprachen. 1912. - CXXVIII. - P.87-126.
42. HielmslevLangueclparole —CFS, 1942, v 2 (цит по kh H Л Звегинцев История языкознания XIX и XX веков в очерка\ и извлечениях, 1965, стр 111).
Читать дальше