Таким образом, подводя итог, стоит сделать несколько основных выводов.
Универсальный характер теории государства и права в том, что она аккумулирует философские, исторические, политологические, экономические, психологические и другие научные знания в области государства и права. Также обобщает конкретные исследования государствоведения и правоведения, фиксирует постоянно воспроизводящиеся в разных дисциплинах данные, тем самым, выводя универсальные, пригодные для характеристики всех или многих государственно-правовых предметов знания.
Теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее, они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.
Все методы теории государства и права, имеют не только сугубо академический, но и практический характер.
Методология теории государства и права складывается из единства философских, общесоциологических и специально-юридических принципов, законов и категорий, составляющих стройную систему средств познания и практического преобразования государственно-правовой действительности на научной основе.
В ней общее и специфическое не только взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, но и связаны в неразрывное целое, благодаря чему обеспечивается постоянное единство философского, общесоциологического и специально - юридического подходов к предмету правоведения, изучения и осмысления государственно-правовой действительности как необходимого слагаемого, в конечном счете, единого, закономерного во всей громадной разносторонности и противоречивости исторического процесса.
Недостаточный учет всего богатства содержания этой многоуровневой системы, сведение методологии в целом к какому-либо отдельному ее звену или к той или иной методике могут быть сопряжены мировоззренческими изъянами, существенными недочетами в теоретической и практической деятельности.
На сегодняшний день в системе российского юридического знания общая теория государства и права, выступает методологическим каркасом, синтезирующим области практической и теоретической юриспруденции, снабжающая философским обоснованием сферы правореализации, наполняющая науки не только общей терминологией, правовыми презумпциями и аксиомами, но и духовно-нравственным мировоззрением.
Полагаем, что в «золотой век российской юриспруденции», когда нет жестких рамок идеологии государства- и правопонимания, отсутствуют ограничения на выбор тематики и методологий исследования, а сама государственно-правовая действительность дает массу поводов для размышлений, иногда заставляя пересмотреть «вечные» истины66 , гораздо плодотворнее сосредоточиться на осмыслении новых реалий, чем вести околонаучный спор о «главной» юридической науке.