ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РИСКИ СТРАТЕГИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В ООО ТК «ФЕНИКС».....................................................4
1.1. Теоретические основы и задачи риска стратегии логистического аутсорсинга в цепях поставок.....................................................................................4
1.2. Анализ рисков и инструментов стратегии логистического аутсорсинга в цепях поставок.................................................................................8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………19
2.1. Методологические основы и методы риск-менеджмента....................19
2.2. Специфика риск-менеджмента в транспортно-логистических системах и цепях поставок……….......................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................36
Читать дальше
В заключение исследования можно сделать следующие выводы. Аутсорсинг представляет собой передачу некоторых функций компании (например, бухгалтерию, транспортировку, логистику и даже клининг) подрядчикам извне на долгосрочной основе посредством заключения договора на длительный период времени. Аутсорсинг в логистике - это частичная или полная передача логистических функций предприятия специализированному оператору или логистическому провайдеру. В современной литературе под логистическим провайдером понимается специализированное экспедиторское, транспортное и складское предприятие по предоставлению комплексных логистических услуг.
Целесообразность логистического аутсорсинга обусловлена следующими причинами:
- недостаток опыта и квалифицированных специалистов у компании в области логистики;
- возможность отказаться от непрофильных видов деятельности;
- достижение эффекта синергии за счет повышения гибкости в отношении развития собственной организации и в отношении ее деятельности на рынках;
- отсутствие необходимости развивать свои компетенции в сфере логистики;
- провайдер обеспечивает логистическое обслуживание высокого качества, что повышает лояльность клиентов предприятия;
- наличие тесной взаимосвязи предприятий-производителей и поставщиков товаров и услуг с транспортными компаниями практически на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости.
Наибольшую перспективу в рамках развития логистического аутсорсинга представляют два уровня сервиса: 4PL и 5PL, которые подразумевают использование современных информационных технологий и новых механизмов реализации деятельности в онлайн-среде. Провайдеры уровня 5PL имеют все необходимые информационные ресурсы относительно текущего состояния рынка заказчика, что позволяет им формировать наиболее оптимальные варианты управления материальными, трудовыми и финансовыми потоками. На территории России примерами таких провайдеров являются крупнейшие Интернет-платформы Ozon.ru, Wildberries и LaModa, которые функционируют на основе единого информационно-технического пространства.
3РЬ провайдер, выполняет ряд более упрощенных логистических функций, которые реализуются в рамках тактического управления предприятием. 4РЬ и 5РЬ провайдеры координируют всю цепочку поставок, со временем трансформируя ее в интеллектуальную логистическую систему. Провайдеры данных уровней нацелены не только на максимально эффективное выполнение своих основных логистических функций, их задачей является оптимизация логистических процессов путем обоснования, проектирования и управления цепями поставок, а также проведения реинжиниринга уже существующих бизнес-процессов на предприятии. Это делает 4РЬ и 5РЬ подходы стратегическими, что напрямую воздействует на деятельность предприятия: теперь не только провайдеры адаптируются под своих клиентов, но и клиенты должны адаптироваться под систему работы логистических провайдеров. Работа провайдеров на последних двух уровнях подразумевает наличие обширной материально-технической базы, специализированного программного обеспечения и информационных технологий.
Со временем деятельность 3РЬ провайдеров также подвергнется серьезным изменениям, вызванных глобальным процессом цифровизации и стремительным развитием информационных технологий.
Можно выделить 4 фактора, которые определяют мировое развитие рынка логистического аутсорсинга:
1) Глобализация мировой экономики. Тенденция мирового разделения труда и территориальное расширение сетей взаимодействия между производителями и поставщиками привело к стремительному развитию межрегионального и международного сотрудничества. В результате, сети дистрибьюции крупнейших мировых предприятий вышли на новые рынки, что в значительной степени усложнило логистические потоки4. Именно поэтому для предприятий, не имеющих опыта международного сотрудничества, логистический аутсорсинг является единственным способом эффективного управления логистикой и возможностью сотрудничества с разными поставщиками и потребителями.
2) Дифференциация спроса. Многие предприятия реализуют свою деятельность в конкурентной среде, где эффективное управление логистическими потоками является ключевым фактором сохранения конкурентных преимуществ. Логистический аутсорсинг позволяет удовлетворять растущие требования покупателей к сервису по доставке заказов, повышает оборачиваемость запасов и поддерживает баланс между затратами и качеством предоставляемого сервиса без необходимости инвестиций в создание собственного логистического отдела.
3) Аутсорсинг как бизнес-модель предприятия. Логистический аутсорсинг способствует успешной разработки, внедрению и последующему управлению бизнес-моделью предприятия за счет направления ресурсов на основной вид деятельности.
4) Логистические провайдеры могут предоставить все необходимые для развития логистические ресурсы без дополнительных вложений для успешной реализации основной деятельности. Кроме того, логистический провайдер зачастую может отслеживать рыночные изменения и поддерживать требования интеграционного процесса, что благоприятно отражается на деятельности предприятия.
В настоящее время логистический аутсорсинг является одним из наиболее масштабных резервов повышения эффективности деятельности предприятия: он позволяет не только снизить издержки, но и повысить качество работы с клиентами и высвободить финансовые, трудовые и организационные ресурсы. Стремительное развитие информационных технологий еще больше стимулирует развитие рынка логистического аутсорсинга, что делает его популярным инструментом оптимизации среди предприятий как малого, так и среднего бизнеса в России.
В результате произведенного анализа логистических рисков на предприятии ООО ТК «Феникс» было выявлено, что на первом месте источником рисков является фактор качества рабочих процессов. На него нужно обратить внимание в первую очередь и произвести меры, способствующие минимизации рисков из этого фактора. Выявлен самый опасный вид риска на предприятии – некачественная проверка контрагентов. На втором месте фактор, связанный с сотрудниками. И самый важный аспект в этой группе – риск некачественного выполнения сотрудниками своих обязанностей или их игнорирование. Остальные два фактора имеют минимальные значения. И если обеспечить меры борьбы с рисками первых двух факторов, то значения вторых еще более уменьшатся, т.к. все факторы тесно взаимосвязаны между собой.
На предприятии ООО ТК «Феникс» были изучены технико-экономическая характеристика предприятия, организация рабочего процесса; выделены и анализированы самые значимые факторы возникновения рисков; проведены анализ и оценка рисков, выявлены самые опасные для предприятия логистические риски.
Проведенный анализ системы управления логистическими рисками в ООО ТК «Феникс» позволил выявить основные проблемы:
- высокая загруженность сотрудников дополнительными обязанностями, выходящими за пределы компетенции;
- некачественная проверка контрагентов на благонадежность и платежеспособность;
- упущенная выгода из-за обработки заказов в неполном объеме;
- низкая конкурентоспособность;
- некачественный выбор сотрудников при приеме на работу;
- некачественная обработка заказов;
- некачественный контроль выполнения грузоперевозок перевозчиками;
- низкая эффективность рабочих процессов;
- плохая дисциплина в коллективе;
- выполнение обязанностей сотрудниками в не полном объеме;
- отсутствие должного контроля над сотрудниками;
- возложение обязанностей на некомпетентных в них сотрудников;
- не применяются методы выявления рисков;
- применение минимального количества методов борьбы с рисками;
- отказ от сотрудничества с клиентами, предлагающими длительную отсрочку оплаты.
- отсутствие применения современных программ для компьютеризации части рабочих процессов и хранения виртуальной информации
Читать дальше
1. Артонкина Н.В. Логистика: в поисках альтернатив / Н.В. Артонкина – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2022. — No3. — С.166–171. - URL: https://grebennikon.ru/article-ktrz.html (дата обращения 24.12.2022)
2. Артонкина Н.В. Основные события и важные изменения в сфере логистики начала 2021 г. / Н.В. Артонкина – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2021. — No1. — С.2–8. - URL: https://grebennikon.ru/article-zzxd.html (дата обращения 24.12.2022)
3. Артонкина Н.В. Логистика: сверхновая реальность / Н.В. Артонкина – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2022. — No2. — С.86–96. - URL: https://grebennikon.ru/article-xfkw.html (дата обращения 24.12.2022)
4. Король Р.Г., Числов О.Н. Моделирование терминально-логистических процессов переработки внешнеторговых грузов на пограничной станции Гродеково / Р.Г. Король, О.Н. Числов – Текст: электронный // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). – 2022. - 81(3). - 258-266. - URL: https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-258-266 (дата обращения 24.12.2022)
5. Масленников П.П. Логистический сервис в период ограничений: итоги и перспективы / П.П. Масленников – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2021. — No3. — С.170–175. - URL: https://grebennikon.ru/article-qof8.html (дата обращения 24.12.2022)
6. Сергеев В.И. Прозрачность и устойчивость цепей поставок / В.И. Сергеев – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2021. — No3. — С.200–206. - URL: https://grebennikon.ru/article-sbfz.html (дата обращения 24.12.2022)
7. Сергеев В.И. Тенденции развития логистики и управления цепями поставок / В.И. Сергеев – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2022. — No2. — С.120–125. - URL: https://grebennikon.ru/article-6zok.html (дата обращения 24.12.2022)
8. Сергеев В.И. Управление сбоями в глобальных цепях поставок / В.И. Сергеев – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2022. — No1. — С.10–18. - URL: https://grebennikon.ru/article-ykxt.html (дата обращения 24.12.2022)
9. Фасхиев Х.А., Баязитов Р.Б. Модель выбора транспортного средства в логистической системе / Х.А. Фасхиев, Р.Б. Баязатов – Текст: электронный // Логистика сегодня. — 2022. — No1. — С.54–61. - URL: https://grebennikon.ru/article- (дата обращения 24.12.2022)
10. Ханмурзина А.Б., Ворошилова М.С. Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова – Текст: электронный // Стратегии бизнеса. – 2022. - 10(11). - 283-288. - URL: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2022-11-283-288 (дата обращения 24.12.2022)
Читать дальше