Доверьте написание дипломной работы по хирургии профессионалам из Work5. Мы занимаемся подготовкой дипломных работ уже более 15 лет. Средняя оценка наших дипломов 4.87.
Причинами возникновения такого эмоционального состояния могут стать внешние события или процессы, влечения и потребности, другие родственные эмоции, а также когнитивные процессы субъекта (Л.С. Акопян). Современная наука предлагает различные методы решения проблемы преодоления внутренних страхов, а именно: психотерапевтические беседы, игровая терапия, арт-терапия и другие методы. В некоторые возрастные периоды, а именно в период ранней и поздней юности, такие эмоции негативно влияют на общий психологический настрой личности и, в особенности, на его учебную деятельность. В данном случае следует говорить о переживании не одной конкретной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание подростка целиком и тем самым определяет его поведение и деятельность, как правило, весьма неэффективную. На сегодняшний день существует различные виды терапии, призванные помочь подростку побороть внутренний страх на пути к собственному личностному развитию и профессиональному самоопределению. Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание в науке уделяется профилактической работе, направленной на предупреждение возникновения страхов именно в юности. В психологии этот возрастной период принято разделять на два подэтапа: ранняя и поздняя юность. В условиях длительных перемен, в новой социокультурной и политической ситуации, учащиеся юношеского возраста оказываются вынуждены с полной ответственностью осмысливать и осуществлять свой жизненный выбор, во многом определяющий будущее Российской Федерации (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Э.А. Сокальский). Поэтому изучение экзистенциальных страхов личности способствует раскрытию истинного потенциала человека. Экзистенциальные страхи в юношеском возрасте деформируют социальную жизнь личности и оказывают воздействие на ее активность и развитие. Экзистенциальные страхи следует относить к особой группе страхов, которые связаны с самой сущностью человека и его местом в социуме. Такие страхи свойственны каждому человеку и не всегда являются осознанными, что в свою очередь затрудняет образование смысложизненной направленности личности, формирование которой особенно важно в этот возрастной период. Период старшего школьного возраста характеризуется не только подготовкой к взрослой жизни, но и особой выраженностью потребности в новом опыте, признании, защищенности и сопереживании. Именно этим обусловлена высокая потребность юношей и девушек в общении, посредством которого разрешаются проблемы самосознания, самоопределения и самоутверждения. Личность сталкивается с так называемым ценностным кризисом, преодоление которого затрудняется различными страхами (C.B. Абдул-галимова). В связи с этим приобретает актуальность вопрос формирования смысложизненной направленности личности. Смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выбора и оценок, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход и процесс (A.C. Резцов). Большой вклад в разработку теоретических положений этого вопроса принадлежит многим отечественным ученым (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова и др.). Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению и преодолению страхов в старшем школьном возрасте позволяет сделать процесс формирования и выбора смысложизненной направленности личности более мягким, что благоприятно сказывается на самореализации личности в целом. В свою очередь, студенчество соответствует возрастному этапу поздней юности и играет важную роль в становлении человека. В этот период развития личность находится на особом рубеже осмысления мира и активно усваивает и воспроизводит социальные нормы и роли. По мнению С.Н. Гончар, такие трансформации осуществляются в процессе нормотворчества и социально-ролевого экспериментирования, результатом которого является индивидуальная система смыслов человека, конструирующая самобытность, неповторимость и его уникальность (С.Н. Гончар). Итак, экзистенциальные страхи в период юности существенно влияют на достижение жизненного и профессионального самоопределения человека, а также на его учебно-профессиональную деятельность и благополучие в целом. Этот возрастной период является чувствительным в контексте образования комплекса смысложизненных ориентаций личности и отражает общую мировоззренческую направленность человека. В связи с этим, актуальность исследования экзистенциальных страхов детерминирована возрастными и тендерными особенностями личности, которые влияют на выбор смысложизненной направленности человека в современном обществе. В свою очередь, образование эффективной смысложизненной направленности обусловлено специфическими личностными характеристиками, развитие которых затруднено характерными для этого возраста экзистенциальными страхами. В наше время всё больше внимания обращается на проблемы идентичности молодёжи, как комплексной категории, характеризующей её. Современная молодёжь составляет ту основу будущего социума, на которой будет развиваться Российская Федерация, как государство и как общество людей. Текущий социально-экономический кризис существенным образом влияет на общественное сознание. Отметим, что существенные изменения в культурном сознании детерминируют изменения в личностной и этнической идентичности не только у юношеского контингента, но и у более старших возрастов. С. Хантингтон, американский социолог, отмечает, что современный социум имеет в своём основании различные виды культурных идентичностей, подразделяющиеся на религиозные, цивилизационные, этнические и национальные. Даже социальная политика государств детерминируется культурными различиями с другими государствами или культурной близостью. На современном этапе развития психологической науки проблема становления этнической идентичности признана актуальной, о чём может свидетельствовать повышение публикаций на эту тему за последние десять лет. При этом, наиболее остро стоит тема кризиса социальной идентичности русскоязычного населения Российской Федерации, о чём свидетельствуют работы некоторых российских авторов. По их мнению, кризис социальной идентичности проявляется в виде дифференциации между этнической идентичностью в позитивном аспекте и этнической толерантностью. На основе предыдущей проблемы развивается изучение проблемы идентичности в раннем юношеском возрасте. Некоторые авторы позиционируют данный возраст, как возраст обучения в высших учебных заведениях, т.е. когда индивид ассоциирует себя с группой «студент». Данный период характеризуется как благоприятный для формирования такого качества, как жизнестойкость. Высокий её уровень ведёт к повышению психического и физического здоровья индивидов студенческого возраста, помогает преодолевать кризисы идентичности и профессиональной, личностной самоидентификации. Высокий уровень жизнестойкости поколения студенческого возраста обусловливает высокий уровень благополучия современного общества и повышает вероятность преодоления социально-экономических кризисов. Цель исследования: исследование особенностей переживания экзистенциальных страхов у студентов с разной смысложизненной направленностью. Объект: жизнестойкость личности студента. Предмет: особенности переживания экзистенциальных страхов у студентов с разной смысложизненной направленностью. Гипотеза: существуют различные особенности переживания экзистенциальных страхов у студентов с разной смысложизненной направленностью. Задачи исследования: - дать понятие «жизнестойкость» в работах отечественных и зарубежных исследователей, - описать формирование жизнестойкости личности в студенческом возрасте, - охарактеризовать идентичность у студентов как социально-психологический феномен, - провести анализ основных теоретических подходов к пониманию страхов, - изучить проблему соотношения экзистенциальных страхов личности и смысложизненной направленности у студентов, - проанализировать методы и методики исследования особенностей переживания экзистенциальных страхов студентами с разными смысложизненными направленностями, - провести анализ взаимосвязей между экзистенциальными страхами и смысложизненными направленностями у юношей и девушек на разных возрастных этапах, - описать группы факторов, связывающих показатели осмысленности, экзистенциальности и исполненности жизни с уровнем страха, - охарактеризовать развитие представлений о доминирующих смысложизненных ориентациях студентов. Теоретико-методологическая база исследования: концепция самореализации личности А. Маслоу, Г. Олпорта; принципы отражения, активности личности, единства сознания и деятельности, а также концепция жизнестойкости Д. А. Леонтьева, С. Мадди. Методы исследования: общенаучные методы познания: анализ и синтез, дедукции и индукции, системный подход и другие, а также ряд частно-научных методов: методы сравнительного анализа, систематизации и классификации и др., теоретический анализ литературы, методы статистического анализа. Практическая значимость исследования: результаты данного исследования можно использовать в работе психолога для формирования у студентов повышения уровня эффективности переживания страхов исходя из смысложизненной направленности.