ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОПЕРНОГО ЛИБРЕТТО 4 1.1 Понятие оперного либретто 4 1.2 Классификация и особенности оперного либретто 8 1.3 Либретто в современных реалиях 11 ГЛАВА 2. ЛИБРЕТТО В ТВОРЧЕСТВЕ БУЛГАКОВА 14 2.1 Роль либретто в деятельности М. А. Булгакова 14 2.2 Отношение М. А. Булгакова к либретто 15 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЛИБРЕТТО «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА 18 3.1 Роль и проблемы лидерства в либретто М. А. Булгакова «Минин и Пожарский» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Образ лидера в либретто М. Булгакова «Минин и Пожарский»

курсовая работа
Литература
25 страниц
70% уникальность
2022 год
4 просмотров
Бакшеева Т.
Эксперт по предмету «Литературоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОПЕРНОГО ЛИБРЕТТО 4 1.1 Понятие оперного либретто 4 1.2 Классификация и особенности оперного либретто 8 1.3 Либретто в современных реалиях 11 ГЛАВА 2. ЛИБРЕТТО В ТВОРЧЕСТВЕ БУЛГАКОВА 14 2.1 Роль либретто в деятельности М. А. Булгакова 14 2.2 Отношение М. А. Булгакова к либретто 15 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЛИБРЕТТО «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА 18 3.1 Роль и проблемы лидерства в либретто М. А. Булгакова «Минин и Пожарский» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Читать дальше
В литературоведении по сей день описываются характерные черты проблем взаимосвязи синтеза искусств и словесно-музыкальных факторов произведений. Особым местом в литературном искусстве является опера, которая формирует собой непростой вид жанра. В оперном понятии обособляется музыка, драма, танец, сценарий, где в свою очередь, данные аспекты формируются в литературную основу, называющейся либретто.


Боитесь заказать диссертацию по маркетингу? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!


Либретто – это литературно-драматический жанр, который представляет собой переложение произведения художественной литературы на музыку. В отношении теоретической и литературоведческой основ работы данный аспект выявляет, что основным источником сюжетов либретто является художественная литература - народная (мифы, легенды, былины, сказки) и профессиональная (поэмы, романы, новеллы, драматические пьесы и т. д.). Основными методами исследования стали сравнительно-аналитический, текстологический, а также метод-контент анализа. Актуальность исследования обозначена в роли использования такого жанра как либретто. История либретто тесно связана с историей оперы в ее жанровых разновидностях. Каждому типу оперы отвечает свой тип либретто. В музыкальных постановках также существуют различные разновидности либретто. Актуальность темы обусловлена тем фактом, что выяснить роль либретто в восприятии современных опер почти невозможно. Даже обращаясь к самым замечательным операм XX века, трудно определить, какой именно элемент произведения является основной причиной замедленного восприятия всей оперы. Но одной из наиболее важных проблем при создании либретто является сочетание логики сценического действия, то есть естественное развитие событий и характеров, с закономерностями музыкальной композиции. Объектом данной работы является образ либретто М. А. Булгакова «Минин и Пожарский». Предмет работы – фактические особенности произведений либретто в жанровом контексте. Цель работы – на основе анализирования либретто как жанр, выявить основополагающие аспекты проблемы лидерства в либретто-опере М. А. Булгакова «Минин и Пожарский». Исходя из представленной цели можно выявить ряд задач, а именно: 1. Определить понятие либретто; 2. Выявить роль либретто в творчестве М. А. Булгакова; 3. Анализировать либретто М. А. Булгакова «Минин и Пожарский»; 4. Сделать заключение о значимости либретто. Характеристика использованных методов анализа. Теоретическую, методологическую и аналитическую основу работы составили исследования, в которых в том или ином ракурсе предпринимаются попытки в решении проблемы анализа оперного либретто, соотношения двух видов текста – музыкального и литературного. Также использован историко-литературный метод Методологическая база исследования. Методологической основой для изучения данной темы послужили исследования таких авторов, как: В. В. Петелин, Л. Н. Донина, Г. Г. Кулешова, М. О. Чудакова, Н. Г. Шафер, которые внесли вклад в изучения либретто. Структура и объём работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.  

Читать дальше
Направление творческой деятельности Булгакова в стиле либретто, несомненно, редкое явление в российском искусстве. Изучение этих произведений дает основание предполагать, что если бы они были сценически воплощены и своевременно напечатаны, то в любом поколении появился бы критерий оценивания данного жанра, к такому уровню, чтобы хоть немного было похоже на творчества знаменитого писателя. И качественное обновление оперной драматургии отныне определенно связано с его именем. В заключение хотелось бы отметить следующее: наука, изучающая оперные либретто (либреттология), возникла совсем недавно, в 1976 году. Исследователи рассматривают проблемы либретто в их связи с музыкой, изучая оперу как одно целое, например, в этой связи следует отметить такие работы, как «Драматургия и архитектоника оперного целого», «Семантические элементы музыкального текста», «Опера: знак - текст -интертекст» и др. Думается, что справочное издание, в котором были бы систематизированы оперы, написанные на мифологические сюжеты, с указаниями даты написания, авторов музыки и либретто, а также краткого изложения мифа и либретто, появившегося из него, могло бы помочь не только людям, изучающую либретто, но всем, кто интересуется историей и развитием этого музыкального жанра. Издавна в музыкально-театральной практике складывалось отношение к авторам оперного либретто как к литературным подмастерьям композитора. Этот взгляд на либреттистов и прошлых времен и наших дней ими в полной мере заслужен: ясно, что подавляющее большинство либретто прошлого и настоящего - литература невысокого качества. М. А. Булгаков внес большой вклад в развитие либретто. Он играл на рояле, брал уроки скрипки и, обладая мягким баритоном, учился петь, мечтал о карьере оперного певца. Причины, побудившие М. А. Булгакова начать писать либретто к операм, довольно-таки явные - сложное материальное положение. В 1936 году Булгаков пришел в Большой театр в качестве либреттиста. Тем не менее, решение поправить материальное положение посредством написания либретто не случайно. Вся жизнь Булгакова связана с музыкой. В университетские годы в доме Булгаковых регулярно устраивались музыкальные вечера. Создавая оперные либретто, Булгаков реформировал этот жанр. Специфика оперного жанра – отсутствие самодостаточности, непригодность текстов для чтения; либретто приобретают подлинный смысл только в единстве с музыкой. Однако Булгакову удалось создать текст, который можно воплотить на сцене оперного театра, но это и вместе с тем написанный в жанре оперного либретто, т. е. текст, не лишенный самодостаточности, что позволяет интерпретировать его как художественное произведение, неотъемлемую часть творчества выдающегося писателя. Продолжая разговор о классике, заметим, что «драматическая порочность» была, очевидно, порочностью разного масштаба для двух групп опер. Одна из этих групп включала в себя оперы, не выжившие еще при жизни авторов, а другая - те классические оперы, либреттные несовершенства которых преодолела музыка. Таким образом, значение либретто в современном обществе выявляет аспект значимости данного жанра в прошлом, издавна в музыкально-театральной практике складывалось отношение к авторам оперного либретто как к литературным виртуозам композитора. Этот взгляд на либреттистов и прошлых времен и наших дней ими в полной мере заслужен.  
Читать дальше
1. Булгаков М. Минин и Пожарский // [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.ru/BULGAKOW/minin.txt (дата обращения: 02.12.2022) 2. Булгаков М.А. «Минин и Пожарский». Переписка Б.В.Асафъева и М.А.Булгакова (1936-1938) // Музыка России, вып. 3. -М., 1980. - С. 213-297. 3. Варламов А. Михаил Булгаков // [Электронный ресурс]. – URL: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/articles/varlamov-bulgakov/index.htm? (дата обращения: 02.12.2022) 4. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. —Л. : Государственное музыкальное издательство, 1959. —781 с. 5. Гурьев Г. Темпоритм в оперной драматургии // Вопросы оперной драматургии: Сб. статей. М.: Музыка, 1975. – 66 с. 6. Донина Л.Н. Классическое хореографическое наследие XIX века. В Казанском театре: вчера и сегодня // Историческая этнология. – 2018. – № 2. – 229 с. 7. Димитрин, Ю.Г. Либретто во сне /Ю. Димитрин // Петербургский театральный журнал. – 2001. – № 24. – 46 с. 8. Золкина В.С. Формы и методы работы с либретто балетных и оперных спектаклей в учебном процессе// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011, т. 13, №2 (2). – 476 с. 9. Зеркалов, А. Этика Михаила Булгакова / Александр Зеркалов. – Москва, 2004. – 239 с. 10. Комарницкая О.В. «Оперный театр» как учебная дисциплина // Искусство и образование. №1 (51). - М., 2008. – 70 с. 11. Кулешова Г. Г. Вопросы драматургии оперы. — Минск: Наука и техника, 1979. — 301 с. 12. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. М.: Центрполиграф, 2000. 665 с. 13. Соллертинский, И.И. Драматургия оперного либретто / И.И. Соллертинский. - М.-Л.: Искусство, 1946. – 46 с. 14. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX в. Очерки. Либретто. Сценарии. — М.: Искусство, 1977. — 343 с. 15. Сахаров, В. И. М. А. Булгаков в жизни и творчестве : учеб. пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / В. И. Сахаров. – 6-е изд. – Москва: Рус. слово, 2008. – 112 с. 16. Соколов Б. Булгаков: энциклопедия // [Электронный ресурс]. – URL: https://bcoreanda.com/Downloader/Dictionary/Bulgakov.pdf?ysclid=l4rawvt2oe913909767 (дата обращения: 02.12.2022) 17. Смелянский, А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре / А. М. Смелянский. - изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Искусство, 1989. – 433 с. 18. Чудакова М. О. Жизнеописание М. Булгакова. – М., 1988. — 672 с. 19. Шошин В.А. Булгаков как автор оперных либретто // [Электронный ресурс]. – URL: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/kritika/shoshin-bulgakov-kak-avtor-libretto.htm? (дата обращения: 02.12.2022) 20. Шафер Н. Г. Булгаков-либреттист // [Электронный ресурс]. – URL: https://shafer.pavlodar.com/texts/ol01.htm (дата обращения: 02.12.2022) 21. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова // [Электронный ресурс]. – URL: https://imwerden.de/pdf/yanovskaya_tvorchesky_put_mikhaila_bulgakova_1983__ocr.pdf?ysclid=l4ravnzsw4602617875 (дата обращения: 02.12.2022) 22. Пьесы и либретто М. Булгакова из архива РГАЛИ // [Электронный ресурс]. – URL: http://bulgakov.literature-archive.ru/ru/digital-archive/pesy-inscenirovki-libretto
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Образ лидера в либретто М. Булгакова «Минин и Пожарский»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Синтез 4-гидроксибензойной кислоты
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Химия
курсовая работа
Анализ финансовой системы России
Количество страниц:
40
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image