В результате исследования можно отметить следующее.
Во-первых, гражданство можно рассматривать в трех аспектах: основа правового положения личности, правоотношения, конституционно-правовой институт. Гражданство является неотъемлемой частью правового статуса человека. Как конституционно-правовой институт гражданство способствует включению личности в связь с государством. Гражданство дает права и дает возможность участвовать в государственной деятельности, а также определяет обязанности.
Во-вторых, гражданство как конституционно-правовой институт опирается на ряд принципов, через которые проявляется позиция государства по отношению к гражданам. Принципы гражданства Российской Федерации являются основой, руководящими принципами, лежащими в основе конституционно-правового института гражданства, которые охраняются и охраняются государством. Закрепленная система принципов гражданства дает повод подчеркнуть значение рассматриваемого конституционно-правового института, стабильность правового положения гражданина и его защищенность от действий лиц, осуществляющих государственные полномочия в сфере гражданства.
В-третьих, существует несколько процедур его приобретения, каждая из которых имеет свои особенности, правила и требования для получения гражданства. Общий порядок не содержит преимуществ, льготный и упрощенный содержат некоторые преимущества, такие как: проживание на территории РФ, родной русский язык, наличие источника дохода, потребность государства в таком лице.
В-четвертых, российское законодательство предусматривает ряд оснований для прекращения гражданства, таких как: выход из гражданства, отмена решения о гражданстве, опцион при изменении государственной границы и другие основания.
В-пятых, для соотечественников наиболее простым способом получения гражданства является участие в государственной программе содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.
Конституция Российской Федерации декларирует принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В отличие от законодательства Российской Федерации, многие другие страны ввели ограничения на приобретение гражданства в зависимости от того, как и когда оно было приобретено. Российская Федерация занимает более демократичную позицию в этом вопросе. Например, пребывание гражданина РФ за пределами страны не меняет его гражданства. Заключение или прекращение брака гражданина Российской Федерации с гражданином иностранного государства не является основанием для изменения гражданства. В случае изменения гражданства одним из супругов гражданство другого супруга не изменяется. Также расторжение брака не является основанием для изменения гражданства детей, рожденных или усыновленных в этом браке.
В результате анализа положений законодательства по вопросам гражданства было выявлено, что решение вопросов приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации получило в Федеральном законе о гражданстве принципиально новые подходы, что обусловлено качественным политические, правовые и социально-экономические изменения в государстве. Принципиально новым является закрепление в действующем Законе понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство.
Также сокращен перечень оснований для приобретения гражданства Российской Федерации. В качестве обязательного условия приема лиц в российское гражданство введен их выход из гражданства иностранного государства. Существенно изменено содержание такого основания, как восстановление в российском гражданстве. Наряду с этим существенные изменения внесены в решение вопросов приобретения гражданства. В частности, уменьшено количество необходимых для этого баз.
В результате исследования отмечается, что Закон о гражданстве упорядочил полномочия органов и должностных лиц, в ведении которых находятся вопросы гражданства, установил порядок и сроки рассмотрения дел и принятия решений по вопросам гражданства.
Анализируются компетенция, функции Президента Российской Федерации в сфере гражданства; федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти в сфере иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и решению проблем, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов.
А именно: уважение интересов физических лиц в сфере гражданства; совершенствование правовых механизмов регулирования правоотношений в сфере приобретения и прекращения гражданства.
Они, в свою очередь, заключаются в создании единой судебной практики по делам о гражданстве и в обеспечении постоянного повышения уровня профессиональной подготовки работников государственных органов, компетентных в делах о гражданстве, с целью приобретения гражданства.
В целом исследование позволило определить особенности, характеризующие современный институт гражданства, состояние законодательства о порядке приобретения и прекращения гражданства, существующие проблемы и трудности в реализации правовой природы гражданства.
Таким образом, государство не вправе допускать нарушения демократических принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации, в частности касающихся гражданства, так как они нарушают их демократические основы. Чтобы этого не произошло, государство должно проводить политику, направленную на сохранение не только общедемократических принципов.