Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В общем случае в экономической литературе под эффективностью, как правило, понимают относительную характеристику оцениваемой системы, которая соотносит между собой степень достижения ее цели функционирования (результат, целевой эффект) и количество затраченных при этом ресурсов. Для сугубо экономической деятельности конструирование показателя эффективности не представляет особой сложности, т.к. и результат деятельности фирмы (выручка), и ресурсные затраты (издержки) выражаются в денежной форме, поэтому такого рода показателем является прибыль, рассчитываемая как разница между выручкой и издержками, а критерием эффективности, позволяющим выстроить оптимальную стратегию поведения фирмы, - максимизация прибыли.
Для систем, функционирующих в других областях человеческой деятельности, т.е. строго говоря неэкономических или «отчасти экономических», показатели эффективности приобретают более сложный вид. Это определяется тем обстоятельством, что результаты (целевые эффекты) этих систем не могут быть выражены в денежной форме, в силу их качественно иной природы.
В сфере обеспечения военной безопасности государства для оценки эффективности деятельности широко используется понятие военно-экономической эффективности (ВЭЭ), которое базируется на вышеописанном подходе.
Но такой подход, как правило используется по отношению к организационным и социальным системам, которые лишь с большой долей условности могут быть названы экономическими. Например, когда речь идет о вооруженных силах страны, то экономические процессы в них, конечно же, протекают (в части производства, например, ремонтных работ в отношении эксплуатируемой техники, организации питания военнослужащих и их банно-прачечного обслуживания и мн. др.), но они носят второстепенный, вспомогательный, обеспечивающий характер. При этом, в последние десятилетия наблюдается тенденция «вытеснения» их за пределы собственно военной организации в рамках проводимых мероприятий по аутсорсингу.
Основное предназначение военной организации страны - иное: «Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации».
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) же, в первую очередь, является системой экономической, хотя и решающей важные задачи в сфере обеспечения обороны. В этой связи, изложенный выше подход к оценке его эффективности может использоваться, но лишь отчасти.
В экономических исследованиях выделяют различные типы институциональных и ситуационных факторов, определяющих условия функционирования конкретных экономических систем и объектов. Но, в контексте поставленного нами исследовательского вопроса эти классификации не имеют определяющего значения. Более важно то, в каком состоянии находится сопряженная с ОПК система обеспечения военной безопасности страны.
Если в военное время (и это подтверждает опыт Великой Отечественной войны) действует принцип «Всё для фронта, всё для победы», и ресурсные затраты рассматриваются лишь как ограничения, что связано с естественной ограниченностью ресурсов, то в условиях угрожающей обстановки указанный принцип не применим, но встает вопрос максимально полного задействования потенциала ОПК для военно-технического обеспечения решаемых оборонных задач с тем, чтобы максимально смягчить или же вовсе нейтрализовать угрозы военной безопасности Российской Федерации. Фактически, в рассматриваемой ситуации в управлении ОПК начинает преобладать плановое начало, рыночные аспекты его функционирования отходят на второй план.
В этом случае для оценки результатов деятельности ОПК может быть использован подход, заданный формулой (2). При этом, если с исчислением издержек вопросов не возникает, эти издержки легко определить на макроуровне как объемы финансирования государственных закупок вооружений, а на микроуровне (для отдельного предприятия) - на основе данных бухгалтерского учета, то исчисление военного эффекта требует специальной методики. Ее структурная схема приведена на рисунке (содержание самой этой методики мы здесь не описываем, так как это детально сделано в указанной публикации).
В этих условиях на уровне отдельного предприятия, которое, как правило, существует (в соответствии с положениями российского гражданского законодательства) в той или иной организационно-правовой форме коммерческой организации, вопрос критериальной базы оценки эффективности деятельности решается очевидным образом