Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Подводя итог, можно отметить, что значение антропологического дискурса в психологии личности заключено в побуждении к методологическому обновлению и критической саморефлексии. Зачастую именно изменение взгляда делает возможным появление новых подходов. При этом важной предпосылкой такого обновления выступает саморефлексивность антрополога — его готовность развивать в себе способность мыслить иначе.
Таким образом, когда перед психологией личности встают проблемы, обусловленные трудностями изучения целостного, сложного, трансформирующегося человека, пространство возможностей, которое открывает для психологии антропология, образовано прежде всего ее методологическими поворотами, создающими новые способы познания и теоретические конструкты. Это и дизайн исследования, ориентированный на интеграцию различных познавательных полей, и представление о том, что в ситуации изменений нет единой методологии, а ведущий принцип качественного исследования — сконструируй подход сам, сделай его под свои задачи.
Более же конкретные методологические стратегии изучения человека и мира в ситуации изменений разрабатываются в таких направлениях, как антропология современного (anthropology of the contemporary), антропология глобализации (anthropology of globalization), цифровая антропология (digital anthropology), антропология будущего, (anthropology of the future).
Психология вольно или невольно вовлекается в глобальные и локальные процессы, ведущие к преодолению дисциплинарных границ. В общенаучном движении от предметов к проблемам, от структур к процессам и контекстам обнаруживается, что психология, социология и антропология изучают сегодня одну и ту же реальность — изменения современного человека в связи с изменениями современного мира. Именно на перекрестке этих перспектив зарождаются новые представления и исследовательские подходы — психология повседневности и психология возможного, антропология глобализации и антропология современного и др.
Если современная антропология превратилась в науку о разнообразии человеческого бытия, об изменяющемся человеке в глобальных и локальных контекстах культуры, то современная психология изучает личность в мире и разнообразные миры личности, социальные группы и отдельных людей, осознающих себя в процессе изменений.
Методологические повороты, происходившие в антропологии начиная со второй половины ХХ в., показали, что изменяющийся мир нуждается и в новых способах познания, а для изучения пребывающего в изменениях человека необходимы новые концептуальные решения. В ряде направлений, таких как антропология современности, антропология глобализации или антропология будущего, разрабатывается инструментарий, нацеленный именно на постижение изменений. Не менее важную роль для этих поисков играет обновление исследовательского взгляда как таковое. Ему способствуют как коммуникации с представителями иных культур мышления, так и погружение в меж(транс)дисциплинарные поля современной науки. В каждом случае обновление взгляда обусловлено не только установками на открытость, но и вполне сознательными усилиями преодоления границ, готовностью повстречаться с чем-то иным, выводящим из привычного состояния (status quo).
Антропологический дискурс в психологии личности — лишь одно из средств методологического обновления. Антропологическая оптика не только располагает к изучению образов жизни и мысли, выходящих за пределы текущей нормативности, но и дает возможность обнаружить те аспекты изменений, которые не попадают в фокусы сложившейся исследовательской парадигмы. Антропологический подход в психологии личности помогает решать методологические (дизайн исследования), общегуманитарные (дидактические, просвещенческие) и вполне конкретные исследовательские задачи. Ибо, несмотря на тяготение к поиску универсальных законов, обращаясь к личности и ее жизненному миру, психологическая наука зачастую имеет дело с уникальными случаями, где охватить целостную жизнь человека в спонтанных потоках его бытия помогают именно этнографические описания. Антропологический дискурс способствует разрешению антиномий, соединяя макро-и микроуровни исследований, выделяя в человеческой жизни изменчивость и постоянство, не теряя панорамного видения, позволяет вглядеться в детали.