Введение 3-5 Глава 1. Теоретические основы мышления как познавательного процесса 6-22 1.1 Характеристика мышления как психологического понятия 6-16 1.2 Понятие логическое мышление в психолого-педагогической литературе 17-22 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей логического мышления студентов 23-32 2.1 Выявление уровня развития логического мышления у студентов 23-27 2.2 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 25-32 Заключение 33-35 Список литературы 36-38

Средства развития мышления

курсовая работа
Психология
35 страниц
61% уникальность
2023 год
5 просмотров
Мазунина М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3-5 Глава 1. Теоретические основы мышления как познавательного процесса 6-22 1.1 Характеристика мышления как психологического понятия 6-16 1.2 Понятие логическое мышление в психолого-педагогической литературе 17-22 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей логического мышления студентов 23-32 2.1 Выявление уровня развития логического мышления у студентов 23-27 2.2 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 25-32 Заключение 33-35 Список литературы 36-38
Читать дальше
Актуальность темы. Интеллект – многогранная, интересная составляющая человека, определяющая многие его качества, свойства. От уровня интеллекта человека зависит многое: как судьба самого человека, его успешность, полезность в обществе, профессиональной деятельности, так и судьба всего общества, всего социума в целом. Именно поэтому важное место в жизни и деятельности каждого человека занимает мышление. Мыслительные операции являются важным инструментом познания человеком окружающей действительности. В настоящее время каждый нуждается в способности четко, логически мыслить, ясно и открыто излагать свои мысли. Во всех этих качествах нуждается врач и педагог, инженер и руководитель предприятия, продавец и юрист, а также многие другие [15]. Современное российское общество остро нуждается в профессионалах, способных осуществлять рациональный анализ возникающих ситуаций, строить модели возможных вариантов развития сложных ситуаций, намечать пути преодоления кризиса или смягчения его негативных последствий.


Реферат по банковскому делу на заказ в Work5 гарантирует, что работа будет в лучшем виде.


Поэтому сегодня перед наукой, высшей школой и обществом в целом стоит важнейшая задача — сформировать деятельных, активных, хорошо эрудированных специалистов-профессионалов в той или иной области, вооружив их не только последними достижениями науки и техники, но и совершенными методами и средствами научного исследования, а также развив у них высокую логическую культуру. Достичь последнего можно только при свободном владении логическими формами и законами мышления. Человек не рождается с готовыми приёмами мышления. Только в процессе жизнедеятельности у него формируется способность логически мыслить. Для её полноценного развития необходимы специальные условия. Исследования по развитию логического мышления в условиях обучения в средней и высшей школе проводились и проводятся на протяжении многих лет. Тема исследования: «Средства развития мышления». Цель исследования - – изучить проблему развития мышления студентов. Объект исследования - развитие мышления студентов; Предмет исследования – условия развития логического мышления студентов. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления студентов; 2. Определить уровень развития логического мышления студентов; 3. Внедрить условия, направленные на развитие логического мышления студентов; 4. Проанализировать и обобщить полученные результаты. Теоретическая база: Фундаментальные исследования различных аспектов формирования логического мышления во второй половине двадцатого века принадлежат педагогам и психологам: М.Н.Алексееву[15], Ю.К.Бабанскому[12], Н.Б.Березанской[12], Н.Д.Богоявленскому[12], В.И.Водовозову[12] и др. В педагогической психологии определились следующие основные направления разработки данной проблемы: 1) формирование формально-логического мышления (В.П.Белоус[12], Н.Б.Березанская[12], А.Д.Гетманова[12], Т.В.Косма[12], В.В.Нуркова[12], В.Ф.Паламарчук[12], Л.И.Переслени[16], Ю.А.Петров[12], Н.А.Подгорецкая[12], Л.Ф.Чупров[12], М.Н.Шардаков[12] и др.); 2) формирование диалектического мышления (А.В.Брушлинский[18], В.В.Давыдов[18], Г.И.Железовская [18], М.М.Кашапов[18], А.Е.Николаева[18], В.С.Шубинский[18], И.С.Якиманская[18] и др.); 3) овладение методами научного исследования (Д.В.Вилькеев[21], С.А.Шапоринский[21] и др.); 4) формирование способов мыслительной деятельности (Е.Н.Кабанова-Меллер[24], Н.А.Половникова[23], Н.Н.Поспелов[23] и др.). Хотя большинство исследований, направленных на изучение логического мышления, не выходят за рамки детского возраста, теоретическая база этих работ настолько широка и перспективна в научном отношении, что при соответствующей перестройке отдельных её элементов они могут быть успешно использованы и при изучении логического мышления студентов. Методы исследования:  теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования;  эмпирические: тестовые задания, педагогический эксперимент;  математические: регистрация данных и шкалирование результатов. База исследования – «Самарский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «СамГТУ»). В исследовании принимали участие 20 студентов в возрасте 20-23 лет. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
По мере формирования теоретического мышления молодой человек, обучающийся в ВУЗе всё больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Студент начинает более глубоко познавать действительность, по мере того, как развивается его мышление, также мышление обучающегося в ВУЗе всё более формируется и расширяется, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы раскрывают тему данной курсовой работы и позволяют сделать следующие выводы: 1. Логическое мышление – это совокупность операций, направленных на выполнение любого логического действия: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. 2. Развитие мыслительных способностей очень важно в данном возрасте. Студент уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Также он уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу. При достижении поставленной в начале исследования цели были поставлены и решены следующие теоретические задачи, которые решались в первой главе: 1. Проведен анализ психолого-педагогическую литературы по проблеме развития логического мышления студентов; 2. Был определен уровень развития логического мышления выбранной группы студентов; 3. Внедрены условия, которые были направлены на развитие логического мышления студентов; 4. Проанализированы результаты. Понимание интеллекта динамической (процессуальной) характеристикой мышления позволяет ввести его изучение в общее русло исследования способностей, трактовать его в рамках общей отечественной теории способностей. Для утверждения такой догмы подтверждает тот факт, что мыслительные способности всегда изучаются в связи с деятельностью, активностью личности. Психологи и педагоги в качестве такой активности определяемой мышления, рассматривали обучение, другие - адаптацию, приспособление к меняющимся условиям, требующее от человека решения возникающих проблем. Но при этом все исследователи отмечали, что успешность деятельности (обучения или адаптации) зависит именно от мышления. Другой признак способностей - это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны». [15] В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий молодые люди должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с обучающей деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. Результаты проведенного исследования показывают, что разработанная система упражнений для развития абстрактно-логического мышления действительно способна повысить общий уровень интеллекта обучащихся. Можно сделать вывод об успешности проведенного исследования: цель исследования достигнута, задачи выполнены. Физическое здоровье головного мозга - один из фактов, влияющих на развитие мыслительных способностей. Неправильное питание и употребление токсичных веществ препятствует развитию умственных способностей. Вторым весьма существенным условием развития умственных способностей является стимуляция и, конечно же, отношение самого человека своему развитию. Систематическое выполнение упражнений обеспечит повышение уровня интеллекта, улучшит память.
Читать дальше
1. Артемов, А.К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников/ А.К. Артемов - Самара: Изд-во СГПУ, 2015 – 145с. 2. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. Йога интеллекта. СПб.: Речь, 2010. - 189 с. 3. Баженова, В.В. Диагностика и пути развития логического мышления студентов // Интеграция наук: междунар. науч.-практ. журн. Вып. 4 (8) (апрель, 2017). С. 99-101. 4. Баженова, В.В. Развитие логического мышления студентов в процессе изучения психологии // Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. - 448 с. 5. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2007. - 248с. 6. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 336 с. 7. Екимова, М.А. Развитие логического мышления учащихся 5-7 классов посредством обучения решению задач с геометрическим содержанием: дис. ... канд. пед. наук. 2012. - 166 с. 8. Колдунова, И.Д. Модель развития аналитико-синтетического компонента мышления будущих учителей информатики при обучении теории алгоритмов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). C. 225-230. 9. Курпатов, А.В. Мышление. Системное исследование. - М.: Академия смысла, 2020. – 770с. 10. Ланкина, М. П., Эйсмонт Н. Г. Модель формирования логических приемов мышления у студентов на материале естественно-научных дисциплин // Психопедагогика в правоохранительных органах №12, 2012.-196с. 11. Люблинская, А.А. Детская психология. – М., 1971. – 410 с. 12. Маклаков. А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 583 с. 13. Морозова, Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2002. 181 с. 14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. В 2-х томах. Т.1 2022. - 672 с. 15. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 224 с. 16. Переслени, Л. И. Психодиагностика особенностей словеснологического мышления младших школьников (методические рекомендации) /Авт.-сост.: Л, М. Переслени, Е.М. Мастюков.– Абакан: АГПИ, 2009. – 28 с. 17. Перминова, Л. М. Логико-дидактический подход к обучению // Педагогика. 2004. № 1. С. 18–25. 18. Петровский, А.В. Общая психология, 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с. 19. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50358). URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-3/44.03.05_pedagogicheskoe_obrazovanie_s_dvumya.pdf (дата обращения: 28.12.2022). 20. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_ pedagoga_2013.pdf (дата обращения: 28.12.2022). 21. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 448 с. 22. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. -М.: АСТ,2022. - 400с. 23. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., Чмиль И.Б. Логические приемы в естественнонаучном образовании. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. - 455 24. Тихомирова, Л. Ф Развитие логического мышления детей. / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль, “Гринго”, 2005. – 240с. 25. Харламов И. Ф. Некоторые вопросы совершенствования вузовского обучения // Советская педагогика. 1981. № 5. С. 89–93. 26. Хотченкова, Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика»: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. - 191 с. 27. Яковлева, Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 1. URL: http://izvuz_on.pnzgu.ru/files/izvuz_on.pnzgu. ru/9107.pdf (дата обращения: 28
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Комплекс маркетинга рекламного агентства
Количество страниц:
40
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
«Роль экспрессивно-оценочной лексики в газетном тексте»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
реферат
Понятие
Количество страниц:
9
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image