Нужно выполнить решение задачи онлайн ? Заходите на Work5 и оформляйте заказ.
Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу. В современных условиях в нашей стране эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Высокие чувства, идеалы, нравственные ценности как важнейшие ориентиры воспитания были оттеснены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений. Данные особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Есть ещё и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере – фактор многочисленных эмоциональных нарушений в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страхи, фобии др.). Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с данными симптомами имеют огромное значение для здоровья ребёнка и его жизни, также для жизни семьи и общества в целом. Тем не менее, при обилии исследований, посвященных эмоциональной сфере (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.), в настоящий момент существует дефицит прикладных исследований, направленных на поиск компенсаторных механизмов в процессе психопрофилактики и коррекции, а также недостаточность психологического сопровождения. В системе образования долгое время искусство традиционно рассматривалось как средство эстетического формирования и развития детей. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды. Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения. Одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель - художник», придание ценности детским переживаниям. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. Таким образом, арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Л.Ловенфельд, Е.Г. Макарова). Цель исследования: исследовать эмоциональное состояние личности в условиях социально-экономической нестабильности средствами арт-терапии. Объект исследования: эмоциональные состояния и их нарушения. Предмет исследования: коррекция эмоционального состояния личности в условиях социально-экономической нестабильности средствами арт-терапии. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что арт-терапия при нарушениях эмоциональных состояний будет эффективно способствовать позитивному изменению основных показателей нарушений эмоциональной сферы. Задачи исследования: 1. Проанализировать по литературным источникам состояние проблемы, касающейся основных эмоциональных состояний. 2. Раскрыть сущностную характеристику эмоциональной сферы. 3. Определить закономерности и выявить возможности практического использования арт-терапии как средства преодоления нарушений эмоциональных состояний. 4. Разработать модель программы профилактики и устранения эмоциональных нарушений. Методологической основой исследования явились: культурноисторическая теория Л.С. Выготского; представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.К. Эльконин и др.); концепции о психолого – педагогических аспектах искусства (А. Адлер, П. Гольдштейн, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, Т.А. Флоренская, З. Фрейд, К.Г. Юнг, и др.); системно - деятельностный подход (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); деятельностного опосредования развития психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л. М. Божович, А.В. Запорожец); методологические позиции А.И. Захарова, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, Б.Ф. Ломова, А.М. Прихожан, В.А. Сонина и др. Теоретической основой исследования явились: исследования по проблеме психологического здоровья (К.А. Альбуханова - Славская, Л.И. Анциферова, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков); психический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский). Теоретической базой стали труды В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.И. Копытина, З. Фрейда, Г.Г. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера и др. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: 1) методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования; 2) методы сбора эмпирической информации: наблюдение, анкетный опрос, тестирование, анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности, психолого-педагогический эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий), констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа данных, в том числе и методы математической статистики. В исследовании использовались диагностические методики: опросник САН, шкала депрессии Бека, опросник толерантности к неопределенности. Научно - исследовательская работа проходила в период с сентября 2022 по декабрь 2022 года и состояла из трех этапов. Первый этап– теоретический анализ научной литературы по теме исследования, формулировка проблемы, поиск основных направлений исследований, определение объекта, предмета исследования, его гипотезы, цели и задач. Второй этап– поиск методов и форм работы, подбор и адаптация программы, методов и методик диагностики и коррекции; проведение констатирующего и психолого-педагогического экспериментов. Третий этап– систематизация, обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, оформление курсовой работы. Достоверность и научная обоснованность полученных данных обеспечены: 1) опорой на фундаментальные теоретические положения современной психологии; 2) комплексностью в подборе методов исследования, отвечающих его целям и задачам; 3) сравнительным статистическим анализом полученных результатов, сопоставимостью экспериментальных данных с практикой. Научная новизна исследования заключается в том, что: - установлено, что арт-терапия, используемая в педагогическом процессе с опорой на фасилитирующую среду, является эффективным средством преодоления нарушений эмоциональных состояний; - создана арт-терапевтическая программа устранения нарушений эмоциональных состояний. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о возрастных особенностях эмоциональной сферы, причинах нарушений и путях их устранения средствами арт-терапии. Уточнена диагностическая и психотерапевтическая роль искусства и художественного творчества как средства преодоления эмоциональных нарушений. В исследовании теоретически обоснована программа устранения нарушений эмоциональной - в процессе художественного творчества. Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработана и реализована программа устранения нарушений эмоциональной сферы и полученные в ходе эксперимента данные подтверждают эффективность положительного влияния арт-терапии на лиц с нарушениями эмоциональных состояний, в силу возрастной сложности рефлексии и вербализации. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности педагогов, психологов, в курсах возрастной, педагогической и коррекционной психологии. Апробация и внедрение результатов исследования: материалы излагались и публиковались на научных конференциях. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.