ВВЕДЕНИЕ……………………….……………………………………...………..3
Глава I. Теоретические основы регионального управления …………………..5
1.1. Понятие региона и регионального управления ………………………….5
1.2. Сущность и задачи стратегии регионального управления …………….13
1.3. Характеристика исследуемого региона (Кузбасс)……………………...17
1.4. Нормативно-правовые акты, регулирующие региональное управление……………………………………………………………………….19
Глава 2 Основные ведущие стратегии в Кузбассе…………………………….21
2.1. Современная региональная политика Кузбасса ………………………….21
2.2. Пути развития эффективного регионального управления в Кузбассе…..25
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию регионального управления..46
3.1 Меры по совершенствованию регионального управления……………….46
3.2 Обоснование эффективности предполагаемых мер …...............................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….................................................................................................66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…..………...……....……….......……….69
Читать дальше
С учетом региона как подсистемы национальной экономики стратегическое управление развитием региона определяется как процесс изменения социально-экономической системы, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечение устойчивости системы в настоящем и будущем, способствующий укреплению конкурентоспособности региона и потенциально создающий условия для достижения установленных стратегических целей регионального развития, что в свою очередь способствует достижению стратегических целей регионального развития.
Очереди также обеспечат стабильное размещение входящих в нее субъектов и подсистем, малых административных образований, предприятий, населения, администрации и т.д., а также возможность их дальнейшего развития.
Значение регионального менеджмента в достижении поставленных целей и решении региональных проблем в современных условиях очень велико, так как предъявляются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.
Сущность стратегического управления регионом, его структура и содержание процесса стратегического управления (от экологического анализа до диагностики, оценки и мониторинга реализации стратегии регионального развития) позволяют разработать основные принципы реализации комплексной стратегии развития региона - принцип согласованного управления.
Концепция и социально-экономическая стратегия комплексного развития региона, включающие определение целей и задач, а также средств и методов их реализации, являются инструментами реализации законов и принципов комплексного развития. В современных условиях становления и развития рыночных отношений важность формулирования и реализации комплексной стратегии определяется тем, что комплексная стратегия развития региона предлагается рассматривать как метод и средство достижения поставленных целей, а также как форму территориального управления и хозяйственной деятельности.
Современные условия социально-экономического развития создают объективные потребности развития региона в целенаправленном самостоятельном управлении собственной территорией, влияющем на социально-экономические процессы внутри и за пределами региона, постоянно учитывающем влияние внешних факторов и их соответствие региональным возможностям и потенциалу.
Эти причины способствовали формированию регионального управления как нового уровня государственного управления, и необходим новый научный подход к этому процессу.
Сегодня в региональных управлениях понимается, что это государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом региональным управлением считается Российская Федерация, основной целью которой является удовлетворение социально-экономических потребностей.
В международной практике понятие "стратегический менеджмент" появилось в начале 1970-х годов, как логическое следствие развития менеджмента в целом.
Актуальность стратегического управления определяется появлением принципиально новых задач в результате внутренних и внешних изменений; расширением географического охвата национальной экономики и многообразием практических задач, приводящих к усложнению задач управления; и ростом нестабильности внешней среды, что требует объективной необходимости внезапных стратегических изменений и их непредсказуемости.
Поэтому стратегическое управление создает возможность постепенного изменения и достижения нового качественного состояния объекта, обеспечивающего его развитие.
Такой подход применим не только на уровне предприятия, промышленного комплекса или корпорации, но и на региональном уровне с учетом специфических условий регионального развития.
На данном этапе актуален системный подход к региональному управлению. Она способна объединить многие процессы во всех сферах региональной жизни - экономике, общественно-политической, информационных технологиях, экологии - промышленности, природных ресурсах и др., В соответствии друг с другом, а также с крупными и макроскопическими процессами в мире.
Региональное управление предполагает единую структуру, в которой элементы на разных уровнях тесно связаны с руководящим органом. Структура стратегического управления социально-экономическим развитием должна включать следующие уровни: Национальный, межрегиональный, региональный и внутрирегиональный.
При этом следует учитывать объективные различия внутри региона и факторы, влияющие на социально-экономическое развитие. Механизм реализации Стратегии развития управления страной (регионами, областями) представляет собой совокупность принципов, форм, методов и инструментов централизованного управления воздействием институтов страны (или муниципальных образований) страны (регионов, областей) на социально-экономические процессы.
Стратегическое управление региональным развитием должно основываться на национальных принципах и согласовываться с основными направлениями национального развития.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Электронный ресурс: режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
2. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 31.07.2020 №298-ФЗ) // Электронный ресурс: режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc
3. Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» Электронный ресурс: режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc
4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.06.2016 № 442-СФ «О первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации // Электронный ресурс: режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102402318&page=1&rdk=0#I0
5. Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458 // Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc
6. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в ред. от 06.12.2018) // Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc
7. Распоряжение Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.12.2020 №877-р «Об утверждении паспорта Кемеровской области – Кузбасса» // Электронный ресурс: режим доступа: https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/297042
8. Распоряжение Коллегии АКО от 05.03.2019 №138 Об утверждении плана мероприятий по реализации в Кемеровской области в 2019-2021 гг. // Электронный ресурс: режим доступа: https://ako.ru
9. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года // Электронный ресурс: режим доступа: https://ako.ru
Список использованной литературы
10. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук // учебное пособие. - М., 2006. - 197 с.
11. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
12. Берман С.С., Воробьев А.А. Стратегическое государственное управление. учеб. пособие / С.С. Берман, А.А. Воробьев. – Казань: издательство Казан. ун-та, 2018. – 172 с.
13. Билюченко Г.С., Основные тренды и направления стратегии развития Кузбасса: Стратегия социально-экономического развития Кузбасса до 2035 // Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Сибресурс – 2018». 2018.
14. Буланов Ю., Ивантер А. Кузбасс угодил в угольный капкан // Эксперт. 2018. № 35. С. 21-27.
15. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
16. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление-М.,2005
17. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной
Читать дальше