Психомоторное развитие у каждого ребенка проходит в индивидуальном темпе, однако есть определенные признаки, которые позволяют судить о нормальном, опережающем и замедленном процессе становления его базовых функций. Прежде всего, различают темповую задержку психомоторного развития, которая не сопровождается болезнями головного мозга и неврологическими симптомами. Такие медленно развивающиеся дети, как правило, достаточно быстро «догоняют» своих сверстников, если им обеспечить правильный педагогический подход, наладить сбалансированное питание и режим дня. Второй вариант - грубая задержка психомоторного развития - часто проходит на фоне заболеваний центральной нервной системы, друг их болезней, в том числе эндокринных, инфекционных, и обычно связана с прочими когнитивными нарушениями у детей. Синдром задержки психомоторного развития в этом случае требует комплексного лечения, в том числе медикаментозного.
Психомоторная задержка развития, признаки которой касаются, прежде всего, двигательных функций, относится к моторным нарушениям. Такие симптомы проявляются уже в первый месяц жизни.
Психомоторная задержка развития, признаки которой сосредотачиваются в основном вокруг эмоциональной и когнитивной сферы, относится к психической сфере. Чтобы определить, что ребенок медленно развивается именно в этом отношении, врач и родители, в первую очередь, должны обращать внимание на следующие показатели. Ребенок должен:
• в 2 месяца фиксировать взгляд на родителей и улыбаться;
• в 3 месяца самостоятельно произносить звуки, «гулить»;
• в 5-6 месяцев четко отличать родных людей от посторонних;
• в 8-9 месяцев проявлять интерес к играм и простым игрушкам;
• в 10-11 месяцев пытаться подражать речи взрослых, «лепетать».
Синдром задержки психомоторного развития бывает с преобладанием моторной или психической составляющей, а также – комбинированным, с симптомами обоих видов расстройства.
Синдром задержки психомоторного развития с преобладающим моторным проявлением важно отличать от другого когнитивного нарушения под названием диспраксия. Задержка психомоторного развития относится к естественным моторным навыкам таким, как: ходьба, бег, прыжки, а нарушения в сфере праксиса – к выученным движениям, например, умению завязывать шнурки или пользоваться ложкой. Но, безусловно, медленно развивающиеся дети в моторном отношении, будут хуже усваивать любые двигательные навыки и страдать от плохой координации движений. Им трудно научиться ловить мяч, собирать кубики или ездить на велосипеде, позже будет нелегко научиться писать и рисовать. Синдром задержки психомоторного развития также напрямую связан с целым рядом речевых когнитивных нарушений. Некоторые из них проявляются уже к 2-м годам жизни, а другие, связанные с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия) – с началом учебы в школе.
Задержка психомоторного и речевого развития у детей относится к категории когнитивных нарушений. Такие расстройства чаще всего связаны с проблемами внутриутробного развития ребенка, родов и первого года жизни. Это могут быть последствия перинатальных поражений нервной системы, неонатальные (послеродовые) осложнения такие как желтуха, сосудистые нарушения. Отдельно выделяют генетические и наследственные болезни, а также дефицит определенных веществ – анемия, рахит, целиакия и др. На развитие когнитивных нарушений у детей также могут повлиять эндокринные заболевания – например, врожденный гипотиреоз. Негативным фактором считается перенесенная в первые дни и месяцы жизни инфекционная болезнь. Также синдром задержки психомоторного развития тесно связан с социально-психологической обстановкой в семье. Недостаток внимания или, напротив, гипертревожные родители могут отрицательно повлиять на психомоторное развитие ребенка.
Психомоторная задержка развития, признаками которой могут быть моторные или психоэмоциональные нарушения, может быть диагностирована в любом возрасте, даже в первый год жизни. При этом, чем раньше выявляются отклонения в развитии ребенка и когнитивные нарушения, тем эффективнее бывает лечение. Для выявления и подтверждения синдрома задержки психомоторного развития используются специальные тесты, собирается семейный анамнез, исключаются соматические заболевания. Ребенку может понадобиться и аппаратно-лабораторное обследование, включая ультразвуковые исследования, магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию. Медленно развивающиеся дети, как правило, дополнительно проходят обследование у невропатолога, психотерапевта, ортопеда, им может понадобиться помощь логопеда, специалиста по массажу и мануальной терапии, лечебной физкультуре.
Методы коррекции синдрома задержки психомоторного развития напрямую зависят от характера нарушений. Если речь идет о простой темповой задержке психомоторного развития без нарушений работы головного мозга и нервной системы, то стратегия будет заключаться в улучшении ухода за ребенком, правильном рационе питания и режиме дня, развивающих занятиях. Задержка психомоторного развития, лечение которой включает в себя не только оздоровительные, но и лечебные мероприятия, обычно связана с выраженной или грубой задержкой психомоторного развития. В этом случае ребенку назначается курс лечения с медикаментозной поддержкой, направленной на защиту, адаптацию и восстановление функций головного мозга и нервной системы.