В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с развитием воображения и творчества в период детства.
Предпосылками для написания данной работы стали современные особенности развития воображения и творчества.
Целью работы является исследование особенностей развития воображения и творчества в период детства.
Данная курсовая работа состоит из 25 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, список используемых источников.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как понятие воображения с психологической точки зрения и выявление его особенностей.
Во второй главе проводится анализ психологических основ формирования творческого воображения в детском возрасте, выявлены проблемы формирования творческих способностей и особенности детского творчества на разных этапах развития личности ребенка.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.
Читать дальше
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение характерно только для человека и напрямую связано с деятельностью организма, выступая в качестве самого "психического" из всех психических процессов. Это свидетельствует о том, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако в настоящее время анализируемый феномен остается загадочным, в частности механизм воображения и его анатомо-физиологическая основа.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений, и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Вышесказанное определяет актуальность исследуемой темы в современных условиях, так как в психическом развитии ребенка в период детства значение функции воображения и творчества велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Вследствие этого изучение особенностей воображения и творчества детей с целью их дальнейшего развития выступает достаточно актуальным.
Цель курсовой работы - исследовать особенности развития воображения и творчества в период детства.
Объектом исследования выступает процесс развития воображения и творчества в период детства. Предметом исследования являются особенности воображения и творчества в период детства.
В работе используются общенаучные методы исследования, которые заключаются в анализе и синтезе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы развития воображения;
2. проанализировать понятие воображение и особенности его развития в детском возрасте;
3. изучить психологические основы формирования творческого воображения в детском возрасте;
4. описать проблемы формирования творческих способностей;
5. выявить особенности детского творчества на разных этапах развития личности ребёнка.
Научно-теоретические основы развития воображения заложены в трудах Л.C. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна, C.JI. Рубинштейна, Г.И. Челпанова, Д.Б. Эльконина.
Научная новизна курсовой работы состоит в исследовании характерных особенностей развития воображения и творчества в период детства.
Читать дальше
1. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. — 2-е изд. [Текст] — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 272 с.
2. Донцов Д. А. «Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов : учебное пособие / Д. А. Донцов, Б. Н. Рыжов, М. В. Донцова, Л. В. Сенкевич ; под редакцией Б. Н. Рыжова, Д. А. Донцова [Текст] — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 362 с.
3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника /О.М. Дьяченко [Текст] - М.: Знание, 1986. - 96с.
4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. /Т. O. Ендовицкая // Дошкольное воспитание [Текст] - 2015 №12. с. 73-75.
5. Лощенкова, Н. А. Возрастная психология: шпаргалка : учебное пособие : [16+] / Н. А. Лощенкова ; Научная книга. – 2-е изд. [Текст] – Саратов : Научная книга, 2020. – 32 с.
6. Матяш, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие : [16+] / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. [Текст] – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] - М., Харьков - Минск, 2009. - 489 с.
8. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн [Текст] СПб.: Питер Ком, 2009.- 555с.
9. Саченко Л. А. Психология : учебное пособие / Л. А. Саченко, Л. Н. Шевцова, О. Г. Кашуба [Текст] – Минск : РИПО, 2022. – 344 с.
10. Сидорчук Т. А. Способы формирования мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ–ТРИЗ: учебное пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / Т. А. Сидорчук ; отв. ред. И. Н. Крохина. – Москва : Галактика, 2020. – 295 с.
Читать дальше