ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 1.1 Сущность понятия «лексический строй речи» 5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 9 1.3 Особенности формирования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 18 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 20 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21 2.1. Обследование лексической стороны у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21 2.2. Организация логопедической работы по формированию лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 32 Выводы по главе 2. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Исследование лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
76% уникальность
2023 год
30 просмотров
Борзенков Р.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 1.1 Сущность понятия «лексический строй речи» 5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 9 1.3 Особенности формирования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 18 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 20 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21 2.1. Обследование лексической стороны у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21 2.2. Организация логопедической работы по формированию лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 32 Выводы по главе 2. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Читать дальше
В общеобразовательных программах дошкольного образования существуют разделы «Речевое развитие», которые направлены на решение ряда задач. Но поскольку, предусмотренные программой задачи не решают всех проблем логопедического характера, у детей продолжают оставаться затруднения в четком и ясном выражении своих мыслей и желаний. Актуальность данной проблемы имеет место быть и по сей день, вызывает большой интерес со стороны общества и государства. Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с использованием языковых средств. Трудность овладения речью заключается в максимально полном и совершенном овладении знаками языковой культуры. Будучи прямым воплощением мышления, язык учитывает все познавательное богатство человека в индивидуальном и социальном аспектах и фиксирует его индивидуальное и социальное сознание в материальной форме.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Красноярске , зайдите на Work5.


При таком подходе язык можно понимать, как систему, в которой закодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Объектом исследования – процесс развития лексической стороны речи. Предмет исследования – содержание работы по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников. Цель исследования: изучение на теоретическом уровне процесса развития лексической стороны речи детей старшего возраста. Гипотеза исследования: вполне вероятно, что развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут использованы игровые технологии, используя различные игры, ориентированные на формирование у детей лексической стороны речи. Опираясь на цель и гипотезу были поставлены следующие задачи: - на основе теоретического анализа литературы раскрыть понятие «лексическое развитие» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста; - раскрыть психологические, педагогические и методические условия лексического развития у воспитанников с общим недоразвитием речи; - определить уровень его развития. Теоретические основу работы составили исследования особенностей языковой системы изучались в трудах таких исследователей и ученых как Ф де Соссюр, В. фон Гумбольдт, А.Шлейхер, а также И. Бодуэн де Куртенэ и др.; российские ученые, изучавшие особенности языка и речи Т.А. Гридина, И.Н. Горелов, В.Б. Касевич, К.Ф. Седов, Д. Слобин, Т.Н. Ушакова, Р.М. Фрумкина, С.Н. Цейтлина, А.М. Шахнарович др., исследовали неравномерность развития различных языковых средств у детей с первичной речевой патологией – Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова и др. выделяли при недоразвитии всех средств языка преимущественно недостаточность либо грамматического строя, либо лексической системы языка В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова, Н.Н. Трауготт, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова. Методический комплекс развития лексики и грамматического строя речи дошкольника должен осуществляться дифференцировано, ври этом учитываются такие особенности как личностные, возрастные, речевые, что и является актуальной проблемой для теории и практики логопедического раздела коррекции речи детей с ОНР. Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы использованы методы исследования: – теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация); – эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент); – методы обработки результатов. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке рекомендаций по лексическому развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проект имеет теоретическое обоснование и может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении содержится обоснование актуальности работы, цели, задачи, методы исследования. В первой главе рассматриваются теория и методология формирования лексики. В главе описан процесс формирования лексики в онтогенезе. Во второй главе идет описание экспериментальной работы по исследованию особенностей лексического развития воспитанников дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Читать дальше
Анализ литературы показывает, что формирование лексических аспектов речи у детей с ОНР, имеет уникальные особенности и отличается от лексического развития при нормальном развитии речи. Развитие словарного запаса в онтогенезе, определяется развитием представлений ребенка об окружающем мире и опосредуется речевой деятельностью взрослого в общении с ребенком. Развитие детской речи происходит, как в направлении предметных отношений языка, так и в направлении семантического развития. По мере развития детского мышления, их словарный запас становится не только богаче, но и систематичнее. Формирование словарного запаса детей, тесно связано с процессом словообразования. Это связано с тем, что по мере развития словообразования, словарный запас быстро пополняется производными словами. Развитие психических процессов (мышление, восприятие, память), расширение контакта с внешним миром, богатство сенсорного опыта ребенка, качественные изменения в деятельности ребенка качественно и количественно формируются словарным запасом ребенка. Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором ребенок с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, отстает в формировании всех компонентов речевой деятельности. У детей с ОНР, также наблюдаются нарушения формирования словарного запаса, проявляющиеся в ограниченном словарном запасе, несоответствии пассивной и активной лексики, употреблении неточных слов, замене многих слов, отсутствии обобщения понятий и трудностях в вербальной реализации. В частности, между детьми с нормальным речевым развитием и без него, существуют значительные различия в использовании глаголов и прилагательных. Для определения состояния словарного запаса используются специальные методы тестирования. Формирование словарного запаса у детей, считается одной из важнейших задач речевого развития и должно быть тесно связано с формированием представлений об окружающем мире. Среди дошкольников много детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от детей с нормальной речью. Статистически значимые различия были отмечены между детьми с общим недоразвитием речи и группой нормально развивающихся детей - практически по всем показателям, за исключением игрушек. В то же время существительные, атрибутивная лексика, падежи тела и предлога у детей с общим недоразвитием речи формируются на более низком уровне, чем у детей с нормальной речью. Ошибки, которые дети с общим недоразвитием речи допускают при именовании существительных, можно объяснить тем, что они еще не имеют четкого, детального представления о предмете и испытывают трудности с пониманием слова. Замена глаголов детьми с недоразвитием общей речи может быть объяснена трудностями дифференциации, неадекватным поиском слов и ограниченным словарным запасом. Формирование атрибутивного словаря у детей с недоразвитием общей речи можно объяснить неспособностью ребенка различать существенные признаки и, соответственно, качество предмета. Грамматическая структура речи детей с общим недоразвитием речи формируется на среднем уровне, так как процесс различения правил и закономерностей синтаксической и морфологической системы речи функционирует не в полной мере.
Читать дальше
1. Воробьева В.К. Методика речевого развития у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2018 – 158 с. 2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература//- СПб.: Лань, 2017. – 656с. 3. Гвоздев А. Н. Основы изучения детской речи. Вопросы и ответы. / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2017. - с.155 4. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. - М., 2017. – 152с. 5. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2018. - № 3. – С. 13-24. 6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2018– 250 с. 7. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2017. - 320 c. 8. Зикеева А.Г. Развитие речи обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2018. – 200 с. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2019. - 200 с. 10. Игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 224 с. 11. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c. 12. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 680 с. 13. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия. Нарушение речи. - М., 2018 г. – 658 ч. 14. Медведьева Т.В. Коррекционная и специальная педагогика. – М.: Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проблемы нелегальной иммиграции и способы их решения в современной США
Количество страниц:
25
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
Судебная система РФ: современное состояние и перспективы развития
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Статистико-экономический анализ цен в отрасли сельского хозяйства
Количество страниц:
60
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Статистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image