ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Познавательное развитие младших школьников понятие, существующие характеристики 5 1.2. Методы познавательного развития младших школьников 11 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20 2.1. Организация, методы и результаты исследования познавательного развития младших школьников 20 2.2. Рекомендации педагогам по познавательному развитию младших школьников 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Особенности познавательного развития личности

курсовая работа
Психология
40 страниц
76% уникальность
2023 год
3 просмотров
Кушнер Ю.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Познавательное развитие младших школьников понятие, существующие характеристики 5 1.2. Методы познавательного развития младших школьников 11 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20 2.1. Организация, методы и результаты исследования познавательного развития младших школьников 20 2.2. Рекомендации педагогам по познавательному развитию младших школьников 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Читать дальше
Актуальность темы. В современное время активизация познавательной деятельности учащихся является важной проблемой теории и практики организации педагогического процесса в начальной школе. Активизация предполагает развитие мотивации и интереса учащегося к приобретению знаний. Чтобы обеспечить общую активность учеников в познавательной деятельности необходимо выявить способы овладения ведущими знаниями. Учителю необходимо не только вкладывать знания, но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика формировать необходимые личностные качества.


Если заказать реферат на заказ, цена приятно удивит.


Развитие интереса к познавательной деятельности имеет немаловажное значение в учебном процессе. И чем раньше у школьника проявляется интерес к предмету, тем больше он проявляет активность к изучению. Развитие познавательной деятельности у младших школьников очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательной деятельности является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся. Степень изученности проблемы. Г.В. Фадина считала, что познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. В свою очередь педагог А.Н. Леонтьев считал, что познавательная деятельность – совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная избирательная активность поисково- исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации. По мнению В.В. Дрозиной, познавательная деятельность – свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие- либо новые для себя знания, способы действия. Мы будем придерживаться определения В.В. Дрозиной. Новизна исследования заключается в проведении эмпирического исследования познавательного развития детей младшего школьного возраста. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами–психологами в практической деятельности. Теоретическая значимость. Раскрыто понятие «познавательное развитие», дана характеристика познавательного развития младших школьников. Цель исследования: изучить особенности познавательного развития личности на примере младших школьников. Задачи исследования: 1.Рассмотреть понятие «познавательное развитие» младших школьников. 2. Проанализировать методы познавательного развития младших школьников. 3. Провести эмпирическое исследование познавательного развития личности на примере младших школьников. 4.Подобрать рекомендации педагогам по познавательному развитию младших школьников Объект исследования: познавательное развитие личности. Предмет исследования: познавательное развитие младших школьников. Гипотеза исследования: познавательное развитие личности, а именно младших школьников будет эффективно, если будут применяться различные методы обучения, позволяющие обучающимся быть непассивными участниками образовательного процесса. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической, специальной литературы, обобщение педагогического опыта, конспектирование. Методики исследования: 1. Наблюдение 2. «Анкетирование: познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской; 3. «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной; 4. Анкетирование (анкета для педагогов). Краткий обзор работы: во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы объект, предмет, цель, задачи исследования, в первой главе обоснованы теоретические основы познавательного развития личности на примере младшего школьного возраста, во второй главе проведено эмпирическое исследование, в заключении сформулированы основные выводы, список литературы представлен 31 источником.

Читать дальше
Таким образом, раскрыта психолого-педагогическая сущность познавательного развития младших школьников. На сегодняшний день познавательное развитие является одной из главных задач современного образования. В педагогике существует такое определение познавательной деятельности – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. На основе разнообразия предлагаемых психолого-педагогической литературой понятий познавательной деятельности можно характеризовать ее как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я – мир» с целью присвоение содержания образования при содействии и поддержке педагога. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Для активизации познавательной деятельности младших школьников педагоги-практики используют различные методы: разноуровневые задания, индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками, дидактические игры, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. Практические методы помогают обучающимся использовать (применять) ранее полученные знания на практике, данный процесс будет происходить осознанно, а умения обучающихся будут основываться на знаниях, а не развиваться механическим путем. Роль учителя здесь велика, так как необходимо учитывать, что практические методы тесно связаны со словесными и наглядными методами обучения. Анализ результатов исследования, показал, что познавательная детальность в исследуемом классе развит на недостаточно высоком для успешного обучения уровне. Основная масса учащихся – это дети со средним уровнем заинтересованности в учёбе. Школьники осознают, что нужно получать высокие оценки, но еще не понимают, что для этого нужно много трудиться и приобретать новые знания и умения. Методами развития познавательной деятельности являются: понимание ребенком смысла и значения материала; новизна учебного материала, его практическая направленность; эмоциональная насыщенность обучения; использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; создание возможностей для учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность; глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного материала и приемов учебной работ. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. 2018. – № 5. – С. 6–41. 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. – 151с. 3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2019. – 177 с. 4. Барташникова, И.А. Учись, играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – М.: Лабиринт, 2013. – 145 с. 5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития: сб. науч. тр. – СПб: «Сфера», 2013. – 124 с. 6. Дрозина, В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. … д-ра пед. наук. / В.В. Дрозина– М., 2012. – 495 с. 7. Данюшенков, В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении / В.С. Данюшенков. – Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2016. – 195 с. 8. Дмитриенко, В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко // Вестник ТГПУ Сер. 1. Педагогика. – 2020. – №4. – С. 8-82. 9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 2017. – 240 с 10. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2013. – 124 с. 11. Землянухина, Т.М. Особенности формирования любознательности / Т.М. Землянухина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №11. – С. 1-46. 12. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: СПб АППО, 2017. – 112 с. 13. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с. 14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2013. – 176 с. 15. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теоретико-методологический аспект: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. / В.Н. Кругликов. С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2000. – 424 с. 16. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. – Челябинск, 2017. – С. 5-76. 17. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. – №5. – С. 3-57. 18. Кукушкина, Н.А. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Н.А. Кукушкина. М.: Просвещение, 2014. – 160 с. 19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2017. – 511 с. 20. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – №1. – 129 с. 21. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2019. – №12. – С. 2-65. 22. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с. 23. Муртазин, Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Молодой ученый. – 2015. – №8. – C. 7-43. 24. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2012. – 240 с 25. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2020. – 176 с. 26. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. – № 44. – С. 4–41. 27. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс:/ И.П. Подласый. – М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2015. – 574с. 28. Половникова, Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук / Н.А. Половникова. – Казань, 2018. – 483 с 29. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с. 30. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2018. – 209 с. 31. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2017. – 351 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
«Понятие обязательства, виды»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
Преобразование электроэнергетической отрасли в целях обеспечения устойчивого развития Российской Федерации
Количество страниц:
80
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image