Введение 3
1. Основные бихевиористические теории 5
2. Современные теории бихевиоризма 12
Вывод 20
Список литературы 22
Читать дальше
Плодотворная научная деятельность Уотсона продолжалась менее 20 лет, но он оказал глубокое влияние на весь ход развития психологии на многие годы вперед. Уотсон был истинным вестником духа времени, когда перемены коснулись не только психологии, но и научного подхода в целом. XIX век стал свидетелем блистательного прогресса во всех отраслях науки; а XX век сулил еще большие чудеса. Считалось, что ученые, если только предоставить им достаточно времени, смогут найти решения любых проблем, ответить на любые вопросы.
Уотсон сделал психологию более объективной по своим методам и терминологии. Однако, невзирая на то, что позиции Уотсона дали толчок многим научным исследованиям, позднее его исходные формулировки более не применялись. Бихевиоризм Уотсона был заменен построенной на его основе, но более современной формой, получившей название объективизма. В 1929 году историк, И.Г. Боринг, небезосновательно заявил, что бихевиоризм уже миновал свой период расцвета. Поскольку лишь революционному движению для обретения силы требуется выражать протест, бихевиоризму Уотсона - через шестнадцать лет после своего основания - уже совершенно не нужно было против чего-либо протестовать.
Несмотря на критику, Скиннер оставался бесспорным лидером и героем бихевиоральной психологии - по крайней мере, в течение трех десятилетий американская психология формировалась под влиянием работ Скиннера в большей степени, нежели работ какого-либо другого психолога.
В 1958 году Американская психологическая ассоциация вручила Скиннеру премию «За выдающийся вклад в развитие науки», отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии и воспитание многообещающих молодых ученых». В 1968 году Скиннер получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство Соединенных Штатов удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский психологический фонд представил Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». А в 1990 году он был отмечен занесением на доску почета Американской психологической ассоциации за большой вклад в психологию.
Очень важно понять, что основной целью Скиннера являлось улучшение жизни отдельных людей и общества в целом. Несмотря на механистическую природу его системы, он, по сути, был гуманистом. Это качество ярко проявилось в его усилиях модифицировать поведение людей в реальных условиях семей, школ, предприятий и больниц. Он надеялся, что его технология поведения облегчит страдания людей, и потому чувствовал все возрастающее разочарование, понимая, что, несмотря на всю свою популярность и влияние, его система не получает широкого распространения.
Читать дальше
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия,2008. - С. 47-52.
3. Ермолаева М.В. «Психология развития»- М.МПСИ, 2008г. – 376с.
4. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах. – М.: МПСИ, 2008 – 280с.
5. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. – М.: МПСИ, 2008 – 200с.
6. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004. - 576с
7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128с.
8. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития М.: Флинта, 2008 – 216с.
9. Новоселова С.Л. Социальная природа опыта деятельности ребенка и развитие его интеллекта // Хрестоматия по детской психологии. – М.: МПСИ, 2009 – 401с.
10. Хрестоматия по возрастной психологии/ под ред. Л.М. Семенюк М.: МПСИ, 2010 – 304с.
Читать дальше