Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге…..5
1.1. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Характеристика понятия дорожная безопасность и его значение для детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.3. Формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения………………………………………………….14
Выводы по первой главе…………………………………………………19
Глава 2. Опытно – практическая работа по исследованию эффективности обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных образовательных организациях………………………………………………...20
2.1 Констатирующий этап эксперимента ……………………………….22
2.2 Формирующий этап эксперимента………………………………….27
2.3 Контрольный этап эксперимента……………………………………30
Выводы по второй главе…………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………37
Приложение……………………………………………………………….41
Читать дальше
В ходе изучения темы данной курсовой работы был проведен анализ современной психолого-педагогической литературы в ходе, которого рассмотрены теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Подробно рассмотрели психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Основные новообразования данного периода.
Изучили понятие дорожная безопасность и его значение для детей старшего дошкольного возраста. Безопасность дорожного движения для детей -один из важнейших вопросов, которому должно уделяться особое внимание как со стороны родителей, так и воспитателей, педагогов учебных заведений. Статистика говорит о том, что часто аварийные ситуации на дороге возникают по вине невнимательности детей.
Рассмотрели формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения.
Вторая глава данной курсовой работы посвящена опытно – практической работе по исследованию эффективности обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных образовательных организациях. Базой для проведения исследования стал Детский сад 130, г. Казань. В исследовании приняли участие дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 24 человек, 10 детей с обучением на татарском языке.
Работа по диагностическому исследованию строилась в три этапа. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика и сформулированы выводы. На формирующем этапе представлен ряд сюжетно-дидактических игр. С помощью сюжетно-дидактической игры дети ему глубже и полнее осознают явления реальности.
Правильное управление играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности. Ценность многих игр заключается в том, что их можно сделать собственными руками, вместе с детьми из разных материалов, а также придумать разные версии игр.
Систематическая работа с детьми по формированию основ безопасного поведения на дороге, использованию эффективных, современных форм и методов, учет возрастных характеристик дают положительные результаты. Диагностическое обследование знаний основ безопасного поведения на дороге показывает следующие результаты: все дети хорошо знают названия и обозначения дорожных знаков, имеют представления о правилах перехода дороги со светофором и в его отсутствии, знакомы с правилами поведения для пассажиров.
Читать дальше
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 195 с.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: Детство-Пресс, 2009.
3. Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице [Текст] /В. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. – С. 29-34.
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
5. Блинова, Е. А. Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Блинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022.
6. Васильева М. Учим правила безопасности [Текст] / М. Васильева //Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 65-66.
7. Гризик, Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3—8 лет: метод, пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. — М.: Просвещение, 2015. —96 с.
8. Добрушин, А.Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения [Текст] / А.Д. Добрушин. - СПб., 2019. – 124 с
9. Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Я.И. Прус — Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2018. — 94 с.
10. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Р. Ш. Ахмадиева, Н. С. Аникина, Е. Е. Воронина, В. Н. Попов; Под общей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2016. – 100 с
11. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.01.2023).
Читать дальше