ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Психолого-педагогические основы развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 5 1.2. Особенности обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста 9 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК МЕТОДА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 12 2.1. Диагностика развития лексической стороны речи детей 5-6 лет 12 2.2. Анализ результатов педагогического исследования 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24

Обогащение словаря детей 5-6 лет посредством дидактических игр

курсовая работа
Педагогика
20 страниц
78% уникальность
2023 год
31 просмотров
Халатьян С.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Психолого-педагогические основы развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 5 1.2. Особенности обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста 9 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК МЕТОДА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 12 2.1. Диагностика развития лексической стороны речи детей 5-6 лет 12 2.2. Анализ результатов педагогического исследования 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24
Читать дальше
Язык - важнейший способ формирования и существования человеческих знаний о мире. Огромная доля информации поступает к нему через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он знает слово, и не столько даже с точки зрения культуры речи, сколько от умения проникать в тайны языка. Развитие и объем словарного запаса, уточнение значения слова, формирование лексической последовательности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, поскольку слово и его значение являются средством не только речи, но и мышления, восприятия, памяти и многих других психических процессов. Актуальность исследования. Место словарной работы в общей системе работы по речевому развитию нашло свое отражение в ФГОС ДО, современных нормативных, программных документах, лингвистических исследованиях. В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные объекты, выражаются абстрактные понятия, чувства и отношения. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения слов - это совокупность человеческих знаний об определенных аспектах действительности, выраженных в звуковом и графическом оформлении, без их усвоения невозможно овладеть речью как средством общения и инструментом мышления.


Поторопитесь заказать решение задач в Нижнем Новгороде , пока нет дедлайнов.


Одной из важнейших предпосылок овладения речью, чтением, письмом является достаточный уровень сформированности лексического компонента языковой системы: объема, организации лексического запаса, выявления лексического значения, принципов функционирования слов. Развитие словарного запаса является одной из центральных задач развития речи и воспитания детей. Это связано в первую очередь с его социальной значимостью и ролью в формировании личности. В настоящее время изучению особенностей развития детского словарного запаса придается большое значение. Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Щукин, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин и другие ученые. Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста могут быть использованы для решения конкретных образовательных задач. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических процессов: мышления, внимания, памяти, наблюдательности, интеллекта. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные психические процессы и приносят детям эмоциональную радость. Дидактическая игра станет средством обучения и воспитания при условии, что она включена в целостный педагогический процесс. Значимость достаточного уровня развития словарного запаса для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной активности ребенка определяет актуальность выбранной темы нашего исследования Объект исследования: развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактические игры как метод развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и проверить влияние дидактических игр на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть понятия «речевое развитие», «словарный запас», «дидактические игры». 3. Определить критерии и уровни развития словаря детей старшего дошкольного возраста. 4. Провести педагогическое исследование по использованию дидактических игр как метода развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: дидактические игры являются эффективным средством развития словаря старших дошкольников, подбор различных дидактических игр будет положительно влиять на развитие словаря. В данном исследовании использовались следующие методы: – анализ психолого–педагогической литературы; – наблюдение за детьми с целью выявления уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста; – педагогическое исследование с целью определения эффективности использования дидактических игр как метода развития словаря детей старшего дошкольного возраста; – обработка полученных данных; – анализ результатов исследования. Практическая и теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность развития лексической стороны речи детей, выявлены возможности дидактической игры для ее развития. Практическая значимость состоит в том, что подготовлены методические рекомендации по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста, а также результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования. Структура работы: работа состоит из введения, основной части: теоретической и практической, выводов по главам, заключения, списка литературы (37 источников), работа составляет 20 страниц.

Читать дальше
Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития словаря у детей 5-6 лет, можно сделать следующий вывод, что от уровня владения ребенка лексикой, зависит развитие диалогической и монологической речи в дальнейшей жизни, умение общаться со сверстниками и взрослыми, и определяет уровень готовности к обучению в школе. Речь – исторически сложившаяся форма общения – людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Развитие речи – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле – человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка). Язык, в свою очередь, является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, то есть формой хранения знаний о действительности, а также средством получения нового знания о действительности (когнитивная функция). Словарный запас – набор слов, которыми владеет человек. Психолингвистический компонент словарной работы базируется на представлениях про структуру речевой деятельности и различные психофизиологические механизмы порождения речи (А.Р Лурия, А.А. Леонтьев и др.) Уровень овладения лексикой детьми 5-6 лет, отражается в современных нормативных, программных документах, лингвистических исследованиях. Под лексической компетентностью понимают: присутствие всех частей речи в рамках возрастного периода, способность к адекватному использованию лексем, использование образных выражений, присказок, пословиц, фразеологических оборотов. В лексическую компетентность детей старшей группы входит: использование слов, которые означают все части речи; умение подбирать синонимы, антонимы, употреблять обобщающие понятия. Важное место в системе методов развития речи дошкольников занимает дидактическая игра. Ее влияние на воспитательный процесс детей был раскрыт в работах К.Л. Крутий, Л.А. Венгера, О.Е Грибовой, А.П. Усовой и других ученых. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В процессе развития у дошкольников лексической стороны родного языка дидактическая игра непосредственно включается в занятие, являясь методом формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Словесная дидактическая игра – это игра, содержанием которой выступает речевое высказывании. В словесных дидактических играх реализуется важный методологический принцип единства языка, мышления и речи. Как показали результаты констатирующего этапа, уровень развития словаря речи детей 5-6 лет не соответствует возрастным возможностям и требованиям программы. В соответствии с разработанными нами критериями, по результатам диагностики было выявлено три уровня развития словаря детей 5-6 лет: высокий, средний и низкий. На основе анализа результатов констатирующего этапа исследования была разработана методика проведения формирующего этапа, основной задачей которого явился системный подход к развитию лексики детей, используя дидактические игры. Эта методика включала в себя такие направления работы: – разработка системы работы с родителями и детьми по развитию словаря детей с использованием дидактических игр; – педагогическое просвещение родителей по проблемам развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста; – комплексный подход к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми по использованию дидактических игр во всех режимных процессах для развития словаря детей; – подбор и апробирование системы дидактических игр для развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Контрольный этап исследования, проведенный по той же методике, что и констатирующий, показал значительное улучшение результатов в группе. Эти результаты свидетельствуют о том, что системный, комплексный подход к решению задач лексической компетентности детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры, помог решить задачи нашего исследования. Это отразилось как в количественных, так и в качественных показателях, что позволяет нам сделать вывод о подтверждении гипотезы нашего исследования: дидактические игры являются эффективным методом развития словаря дошкольника. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. По результатам педагогического исследования были разработаны методические рекомендации для родителей. (Приложение 1).
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы / под ред. Т.В. Цветкова. М.: Сфера, 2016. 96 с. 2. Алексеева А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. 3– е изд. М.: Академия, 2000. 400 с. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2014. 255 с. 4. Венгер Л.А. Школа мышления. М.: Знание, 1984. 80 с. 5. Воспитание правильной речи детей в старшей группе детского сада / под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2014. 117 с. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь: собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. 488 с. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961. 471 с. 8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М., 2013. 105 с. 9. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. М., 2009. 10. Большой энциклопедический словарь. СПб, 2015. 759 с. 11. Захарова О.В. Совершенствуем лексические навыки. М., 2014. 186 с. 12. Короткова Э.П. Принципы обучения речи в детском саду. Ростов –на–дону, 2015. 215 с. 13. Крутий К.Л. Развиваем у детей интеллект, речь, способности.Запорожье, 1999. 14. Кулачковская С.Е. Возрастные и индивидуальные аспекты психического развития. К., 2016. 15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2–х т. М., 1984. 320 с. 16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
20
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Физика
курсовая работа
Разработка рекламной продукции молодежной одежды
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
реферат
«Эпоха просвещения и ее роль в развитии науки»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image