Введение………………………………………………………………………..….3 1 Теоретические аспекты оказания психологической помощи детям, пережившим травматические события………………………………………..…..7 1.1 Понятие и сущность психологической помощи детям, пережившим травматические события……………………………………………………………7 1.2 Изучение проблемы буллинга в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………….…..……..17 2 Эмпирическое исследование оказания психологической помощи детям, пережившим травматические события……………………………………………31 2.1 Обследование детей, подвергшихся буллингу……………………………….31 2.2 Психокоррекционная программа снижения последствий буллинга……......51 Заключение…………………………………………………………………….……72 Библиографический список………..…………………………………………...…76

Возможности психологической помощи детям, пережившим травматические события

дипломная работа
Психология
80 страниц
83% уникальность
2023 год
44 просмотров
Сафронова Т.
Эксперт по предмету «Психологическое консультирование»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………..….3 1 Теоретические аспекты оказания психологической помощи детям, пережившим травматические события………………………………………..…..7 1.1 Понятие и сущность психологической помощи детям, пережившим травматические события……………………………………………………………7 1.2 Изучение проблемы буллинга в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………….…..……..17 2 Эмпирическое исследование оказания психологической помощи детям, пережившим травматические события……………………………………………31 2.1 Обследование детей, подвергшихся буллингу……………………………….31 2.2 Психокоррекционная программа снижения последствий буллинга……......51 Заключение…………………………………………………………………….……72 Библиографический список………..…………………………………………...…76
Читать дальше
Изменение социальной ситуации развития современного ребенка, характеризующееся разрушением естественных институтов социализации – семьи и детского сообщества, ориентацией воспитания на индивидуалистическую модель, усилением процесса расслоения общества по социально-экономическим, политическим и другим показателям, тенденцией к обеднению, ограничению общения детей со сверстниками, негативно сказывается на процессе социализации детей, приводит к росту различных форм социальной депривации, в том числе увеличению количества детей отверженных, изолированных в детском сообществе, ставших жертвами агрессии со стороны сверстников, жертвами школьной травли или буллинга. На сегодня его масштабы становятся все более заметными: по данным Всемирной Организации Здравоохранения, 44% российских детей в возрасте 11 и 27% 15-летних становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались издевательствами, а 20% - неоднократно. Буллинг это физические или психологические действия агрессивного характера, исходящие от одного или нескольких обидчиков в сторону жертвы.


Если вы хотите получить диплом на заказ в Томске то заполняйте форму заказа.


От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию. Актуальность исследования психологической помощи детям, пережившим травматические события, в том числе буллинга обусловлена тем, что опыт столкновения с травлей влияет на поведение и мироощущение все участники формируют свои привычки доминирования / подчинения, отношения и устойчивые паттерны поведения. Подростки, выступающие в роли правонарушителей, привыкают к безнаказанности и чаще своих сверстников проявляют девиантное поведение (драки, кражи, вандализм, хранение оружия, прогулы в школе, употребление психоактивных веществ). Подростки, которые подвергаются буллингу, чаще страдают от тревоги, у них наблюдаются симптомы депрессии, они пребывают в апатии, часто жалуются на головные боли и энурез. Жертвы буллинга демонстрируют снижение учебной успеваемости, у них складывается мнение, что окружающий мир опасен для них, так же у них формируется чувство беспомощности. Провоцирующие жертвы, это те дети, что ведут себя агрессивно и одновременно подвергаются агрессии со стороны других детей, показывают наиболее высокий риск по суицидам и другому аутоагрессивному поведению. Свидетели буллинга, испытывают чувство страха, у них так же формируется чувство собственной беспомощности; никем не прекращенная ситуация буллинга приводит к снижению уровня эмпатии, а так же способствует принятию позиции «молчаливого большинства». Проблема психологической помощи детям, пережившим травматические события, пользуется постоянным вниманием психологов (А.М. Прихожан, Л.М. Костина, В.В. Белоус, В.С. Мерлин, В.А. Бакеев, П. В. Румянцева, Ю. Л. Ханин, Ч. Спилберг и др.), так как имеет важное практическое значение. Тревога может привести к общей дезорганизации деятельности, проявляющейся в ее направленности и эффективности, к формированию эмоциональных расстройств, влияющих на развитие личности. Поэтому диагностика этого состояния так важна для решения ряда практических задач, связанных с трудовой, учебной и спортивной деятельностью. Тревога имеет выраженную возрастную специфику, обнаруживается в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенный уровень тревожности у подростков, независимо от наличия реальной угрозы. Объект: Буллинг в подростковом возрасте. Предмет исследования: психологической помощи детям, пережившим травматические события (ситуации буллинга). Цель: изучить возможности психологической помощи детям, пережившим травматические события Гипотеза: между уровнем тревожности и поведением подростка в ситуации буллинга существует связь, а именно, подростки с высокой тревожностью в ситуации буллинга воспринимают коллектив как небезопасную среду, характеризуются негативными установками по отношению к общению в коллективе, и низким уровнем устойчивости границ и правил коммуникаций в среде. Задачи исследования: 1. Проанализировать исследования отечественных и зарубежных психологов по проблеме исследования. 2. Эмпирически исследовать связь тревожности подростка и его поведения в ситуации буллинга. 3. Разработать программу по снижению риска возникновения буллинга у подростков. Методы исследования: • Организационные методы • Эмпирические методы • Методы обработки данных • Интерпретационные методы Методики: • Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения»; • Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П. А. Ковалева; • «Диагностика ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера — Ханина; • Опросник риска буллинга А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецовой, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевского, М.А. Завалишиной, Н.А. Капорской, К.Д. Хломова; • «Методика на выявление буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной; • «Социометрия» Дж. Морено; • Беседа. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных педагогами, психологами и руководством образовательных учреждений в целях профилактики и предотвращения буллинга. Научная работа также может быть полезна студентам психологических, педагогических специальностей и родителям школьников для ознакомления с феноменом буллинга, его распознавания в образовательном учреждении и своевременного вмешательства с целью профилактики или предотвращения данного феномена. База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №9» г. Москвы, в нем приняли участие 40 школьников 5-7 классов. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Читать дальше
Принимая во внимание полученные результаты проведенного исследования, следует согласиться с выводами современных отечественных психологов (О.Н. Токарева, А.М. Суздалаева, С.Н. Ениколопов) о том, что основные причины булинга – это ухудшение социально-экономических условий, екcпресивное состояние социума, распространие негативных тенденций и антисоциальных проявлений в обществе, жестокость, равнодушие или гиперопека в семье, дезадаптированность в учебном заведении, низкая нервно-психологическая устойчивость детей и молодежи, не умение конструктивно решать личностные проблемы, отсутствие устойчивых интересов, интересного организованного досуга, невозможность самовыражения, самореализации т.д. Отсюда следует, что одной из важнейших задач психолога и педагога в учебном заведении – это устранение процессов десоциализации учеников, компенсация тех негативных воздействий, которые уже нанесены, и предотвращение тех факторов, которые детерминируют возникновение буллинга. В связи с таким многообразием факторов, работу с профилактики буллинга необходимо планировать в общем взаимодействии психолога, учителей, администрации; работать не только с ребенком, который стал жертвой или буллером, но и со всем ученическим коллективом. Кроме того, успешное решение вопросов противодействия и профилактики буллинга невозможно, на наш взгляд, без задействования общегосударственных механизмов управления – закрепления на законодательном уровне различных видом ответственности за буллинг, а также допущение халатного отношения к противодействию и профилактике этого негативного явления со стороны педагогов и родителей. Установлено, что подростки с высокими показателями уровня ситуативной тревожности в настоящий момент времени, характеризуются напряжением, беспокойством, а так же возможно нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость. Также подростки с высокими показателями уровня личностной тревожности склонны воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокий уровень личностной тревожности может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматических заболеваний. Зачастую, показатели уровня личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: испытуемые с высоким уровнем личностной тревожности проявляют высокий уровень ситуативной тревожности в похожих ситуациях. Выявлено, большинство испытуемых имеют склонность к вспыльчивости. Такие подростки способны легко приходить в раздражение и открыто демонстрировать свой гнев. Вспыльчивые подростки несдержанны и резко реагируют на любого раздражителя. Также, больше половины испытуемых - обладают склонностью к напористости. Эти подростки упрямы и склонны упорно стоять на своём, доказывать свою точку зрения, они не идут на уступки и редко соглашаются с мнением других. Вместе с тем, больше половины испытуемых имеют склонность к обидчивости. Как правило, обидчивость характера подростка работает на привлечение внимания, а также в качестве психологической защиты и для получения внутренних и реальных выгод. Обидчивые подростки обычно уверены, что все дело в окружающих, которые относятся к ним недоброжелательно. Также половина исследуемых подростков склонна проявлять повышенную неуступчивость. Такие подростки плохо уживаются в коллективе и по своему характеру бескомпромиссны. Они не способны свести конфликт к минимуму, а, как правило, наоборот провоцируют его. Установлено что подростки с высокими показателями бескомпромиссности, мстительности, нетерпимости к мнению других - обладают специфическими эмоциональными особенностями. Они с неохотой учатся и занимаются другими видами деятельности, они абсолютно не удовлетворены школьной жизнью, а так же большинство из подростков имеют такие психоэмоциональные особенности, как склонность к вспыльчивости, неуступчивости, подозрительности. Выявлено, что большая часть исследуемых подростков испытывают безразличие по отношению к себе, к будущему, а также к друзьям и к личной жизни. Такие дети не ставят перед собой новые цели и не стремятся к их достижению. Проявляя безразличие к друзьям и личной жизни, подросток теряет способность к сопереживанию. Доказано, что почти четверть подростков являются инициаторами в ситуации буллинга, а 17% выступают в качестве помощников. Инициаторы (нападающие) – агрессивные. Их агрессия проявляется не только на сверстниках, но и на родственников, близких и педагогов. Помощники настроены помочь нападающему, подражать ему. Они бьют и обзывают жертв. Таким образом, активными участниками буллинга являются почти половина членов подростковой группы. Жертвой буллинга является каждый пятый подросток. Жертвы постоянно подвержены тревоги и чувству опасности. Они подвергаются нападкам со стороны буллера. Для жертв характерны симптомы депрессии, а так же высокий уровень тревоги, а наблюдатели, свидетели буллинга это самая распространенная категория людей. Роль защитника берут на себя только 11% подростков из всего коллектива, что подтверждает небезопасность ситуации в данной подростковой группе. Защитники это те учащиеся, которые имеют высокий авторитет в классе. Они редко нападают на кого-то, а также редко подвергаются нападению со стороны других учеников. Установлено, что наблюдается положительная корреляционная связь между шкалами теста «Опросник риска буллинга» и показателями уровня ситуативной и личностной тревожности. Таким образом, можно сделать вывод о связи тревожности и поведения подростка в ситуации буллинга. В коллективе с высоким уровнем тревожности прямо пропорционально будет возрастать риск возникновения буллинга. Выявлено, что личностными особенностями большинства исследуемых подростков является склонность к проявлению открытой агрессии и недостаточный социальный контроль, возможно, проявление к агрессии к близким людям. Явная личностная дезадаптация отсутствует, но процент внутриличностного неблагополучия говорит о нарастании конфликтности. Также выявлена низкая коммуникативность (возможно, что исследуемые подростки строят свои отношения на основе эмоций), сниженная потребность в самопроявлении, восприимчивость, тревожность, тенденция к слабой дифференцированности внутреннего мира и девять сфер конфликта и неблагополучия. Исходя из этого, у подростков выявлено много внутриличностных конфликтов, это может отражаться в поведении или реализовываться через невроз. На основе проведенного исследования разработана психокоррекционная программа снижения риска буллинга. Результаты психодиагностики показали, что у большинства детей преобладает повышенный уровень вербальной агрессии, после реализации психокоррекционной программы данные были значительно снижены. Также произошло снижение уровня недоверия к другим, у подростков увеличился уровень самопринятия и эмпатии. Педагоги отметили улучшение успеваемости детей и социально-психологического климата в классе, родители отметили, что дети стали чаще рассказывать о деятельности в школе и своих друзьях. Стоит отметить, что работа по предотвращению буллинга в классе не должна прекращаться. Для закрепления результата следует проводить мониторинг ситуации и систематическое улучшение сплоченности коллектива, а также следует проводить индивидуальную работу с жертвами насилия для повышения уровня самопринятия, а также работу с агрессорами для профилактики деструктивного поведения и включения в группу риска.
Читать дальше
Авидон, И. Тренинги формирования команды [Текст]: Материал для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. - СПб: Речь, 2019. - 280 с. 2. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь [Текст] / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: 2020. – 220 с. 3. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.М. Астапов // Прикладная психология. 2019. – № 1. – С. 41-47. 4. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И.А. Баева // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2020. – №128. – С. 27-39. 5. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. - СПб.: Союз. 2022. - 270 с. 6. Белинская, Е.П. Социальная психология. Хрестоматия [Текст] / Е.П. Белинская. - М.: Аспект-пресс, 2020. - 862 c. 7. Беличева, С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2019. - С. 16-21 8. Беляев, В.П. Тревоги прожитого дня [Текст] / В.П.Беляева. - М.: Граница, 2021. - 488 с. 9. Бороздина, Л.В. Уровень притязаний. Классические и современные исследования [Текст] / Л.В. Бороздина. - М.: Акрополь, 2021. - 322 с. 10. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Текст] / Бочавер, А.А., Хломов, К.Д // Журнал Высшей школы экономики. -2022. - № 3. - С. 149-159. 11. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга [Текст] / О.Л. Глазман / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2019. - № 105. - С. 159-165 12. Глейтман, Г. Основы психологии [Текст] / Глейтман, Г., Фридлунд, А., Райсберг, Д. / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2021. -1247 с. 13. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст]. - Минск.: Харвест, 2022. - 975 с. 14. Гринберг, Д. Управление стрессом [Текст] / Д. Гринберг. - СПб.: Питер, 2021. - 496 с. 15. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб, 2022. - 313 с. 16. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. - М.: Изд. центр «Академия», 2022. - 98 с. 17. Дубровина, И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина. - М., 2021. – 112 с. 18. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст]/ О. В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2019. - 256 с. 19. Еникополов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Еникополов. – М., 2019. – 60 с. 20. Ениколопов С.Н. Терроризм и агрессивное поведение [Текст] / С.Н. Ениколопов // Национальный психологический журнал. - 2019. - №11. - С. 28-32. 21. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] /Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь, 2019. - 248 с. 22. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силой [Текст] / И.А. Ильин. – М.: ДАРЪ, 2019. – 464 с. 23. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы) [Текст] / Е.П. Ильин. - Челябинск, 2019. - 324 с. 24. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2022. - 412 с. 25. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2019. - 368 с. 26. Киричок, В. Тренинги и развитие коммуникаций [Текст] / Социальная психология, - К, 2020. - 11-14 с. 27. Когнитивная психология [Текст] / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2022. - 480 с. 28. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей / Ставрополь, 2020. - с. 16 - 20. 29. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. Кон // Семья и школа. - 2019. - №11. - С. 15-18. 30. Куропатов, А.В. Как избавиться от тревоги [Текст] / А.В. Куропатов. - СПб.: Нева, 2022. - 256 с. 31. Куртова, С. Буллинг в школе [Текст] / С.Куртова. - К:Освіта, 2019. – 187 с. 32. Лейн, Д.А. Школьная травля (буллинг) [Текст] / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера // Детская и подростковая психотерапия. – СПб.: Питер, 2021. - С. 240-274. 33. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: Прогресс. Универс, 2021. – 272 с. 34. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2021. - 320 с. 35. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. учебное пособие [Текст] // Микляева А.В., Румянцева П. В. - СПб.: Речь, 2022. - 248 с. 36. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2019. - 606 c. 37. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия [Текст] / Ожиева Е.Н. - Киев: Рута, -2021. - C. 320 38. Ольвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать [Текст] / Д. Ольвеус // Hillsdale, NJ: Erlbaum. 2022. - С. 85-128. 39. Педагогическая психология: практикум [Текст] // под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. // Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2022. - 304 с. 40. Пономарева, Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение [Текст] / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. – 2022. – 254 с. 41. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан// Психологическая наука и образование. 2019. - № 2. - С. 11-17. 42. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. Прихожан // СПб.: Питер, 2019. - 192 с. 43. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - Воронеж: МОДЭК, 2021. - 304 с. 44. Собкин, В.С. Влияние опыта переживания школьной травли на понимание подростками фильма «Чучело» [Текст] / Собкин, В.С., Маркина О.С. Вестник практической психологии образования. -2019. - № 1 (18). - С. 48-57. 45. Селиванова, О.А. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография [Текст] / О.А. Селиванова, Т.С. Шевцова. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. – 2021. – 232 с. 46. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Перов. А.В.- СПб.: Питер, 2020. – 432 с. 47. Суворова, В.В. Психофизиология стресса В.В. Суворова [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 2019. - 208 с. 48. Студеникина, О. В. Специфика инклюзивного образования [Текст] / О.В. Студеникина // Актуальные вопросы современной педагогики - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2021. - С. 21. 49. Суздалева, А.М. Буллинг в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.М. Суздалева // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург, 2019. - С. 311-313. 50. Токарева, О.Н. Особенности стратегий школьников в межличностных конфликтах в подростковом возрасте, Философия, вера, духовность [Текст]: Монография. // О.Н. Токарева, А.М. Суздалева, Е.А. Проскурякова. - Воронеж: ВГПУ, 2021. – С. 103–113. 51. Холмогорова, А.Б. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств / Холмогорова, А.Б., Гаранян Н.Г. - 2021 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2021. № 1. – С.111 – 117. 52. Хотина, Л. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков [Текст] / Л.А. Хотина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - Т. 10. - С. 146–150. 53. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] // Хьелл, Л., Зиглер, Д.. -СПб.: Питер, 2022. - 608 с. Интернет - ресурсы 54. Ениколопов, С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе. - 2020. [Электронный журнал] URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/3678_full.shtml 55. Илларионова, Е.С., Шалагинова К.С. Проблема буллинга в подростковом возрасте. -ТГПУ. 2020. [Электронный журнал] URL: https://docplayer.ru/27220945-Problema-bullinga-v-podrostkovom-vozraste.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ использования фонда заработной платы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
реферат
Маркетинговое исследование и анализ финансовых рынков золотодобывающей промышленности в России
Количество страниц:
10
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Трудовое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image