Введение 3
Глава 1. Сущность правоохранительной деятельности и взаимодействия ее служб 5
1.1. Понятие и организация правоохранительной деятельности 5
1.2. Контроль за правоохранительной деятельностью 14
1.3 Понятие, принципы и правовые основы взаимодействия 18
Глава 2. Формы взаимодействия служб правоохранительных органов 30
2.1 Методы организации и виды взаимодействия 30
2.2 Процессуальные формы взаимодействия 34
2.3 Организация и деятельность следственно-оперативных групп 40
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Читать дальше
На основании проделанной работы и изученных данных можно сделать вывод о том процесс взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел является необходимостью для успешного раскрытия и расследования преступлений. Целью взаимодействия служит максимальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в борьбе с преступностью за счет правильного использования в ходе расследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-розыскных функций, получение таким путем наиболее эффективных результатов в осуществлении задач уголовного судопроизводства.
Взаимодействие оперативных сотрудников и следователя имеет теоретические и правовые основания. Разработка теоретических оснований взаимодействия следователя и органов дознания позволяет ответить на вопросы:
1) в каких целях осуществляется взаимодействие;
2) почему оно возможно;
3) чем вызвана его необходимость.
Правовыми основаниями взаимодействия следователей и органов дознания являются положения законов и подзаконных нормативных актов, определяющие задачи, принципы и порядок взаимодействия, его организацию, права и обязанности следователей и органов дознания при его осуществлении. Эффективность данного взаимодействия зависит от множества факторов, в том числе и от выбора формы взаимодействия. Одной из основных форм взаимодействия следователей и оперативных работников твердо зарекомендовавших себя на практике и показавших свою эффективность является следственно оперативная группа.
Следственно-оперативные группы (СОГ) создаются, как правило, для раскрытия и расследования особо тяжких, многоэпизодных и имеющих большой общественный резонанс преступлений.
Это позволяет решить ряд задач, от чего зависит быстрота, объективность и всесторонность расследования, обработать большой массив данных и выполнить значительный объем работы в определенные законом сроки:
- на начальном этапе расследования преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, и при выдвижении следственных версий принять во внимание всю информацию, полученную следователем и работниками уголовного розыска;
- согласовывать производство сложных и значительных по объему следственных действий, что отражается как в совместном плане расследования, так и в планах оперативно-розыскных мероприятий;
- значительно облегчить дачу следователем органу дознания поручений и указаний о производстве розыскных и следственных действий, так как уже нет необходимости каждый раз обращаться к начальнику органа дознания, а можно давать поручения сотруднику оперативному уполномоченному, входящему в состав СОГ;
- ускорить процесс взаимного обмена информацией;
- четко разграничить компетенцию следователя и оперативных сотрудников - членов СОГ;
- обеспечить действенный контроль со стороны руководителей следственного и оперативного подразделения за раскрытием и расследованием преступлений путем проверки выполнения совместных, согласованных планов.
В настоящее время набирает силу тенденция формализации взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений. Попытки каждого наделить определенными обязанностями, не учитывая психологические аспекты данной деятельности, которые проявляются в неправовом взаимодействии. Такая позиция может вести к снижению эффективности совместных действий. Хотелось бы, чтобы в нормативных актах больший акцент уделялся правам каждого участника взаимодействия, а выбор конкретных приемов и способов должен производиться самими сотрудниками.
Для повышения эффективности совместных действий большее внимание нужно уделять мотивации сотрудников на достижение высоких результатов служебной деятельности, причем применение императивных приемов следует ограничить необходимым минимумом. Среди проблем возникающих во время взаимодействия можно выделить:
1. Отсутствие необходимого обсуждения и планирования совместной деятельности
2. Отсутствие должного информирования следователем оперативного сотрудника при выдаче поручения и как следствие посредственное исполнение этого поручения.
3. Нескоординированность механизма обмена информацией между следователем и оперуполномоченным.
4. Проблемы в использовании результатов ОРД в качестве доказательств по делу. Среди возможных предложений самым главным, на мой взгляд, является необходимость закрепления норм регламентирующих деятельность следственно оперативной группы в УПК РФ.
Это унифицирует и облегчит сегодняшнюю систему СОГ при этом важно делать акцент не, сколько на взаимных обязанностях исходящих из полномочий отдельного следователя и оперативного работника сколько на правах которым может воспользоваться как руководитель СОГ так и подчиненные члены группы. Так же необходимо в рамках ведомственных актов обозначить формы непроцессуального взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, наглядно показав, таким образом, возможности эффективного выполнения стоящих перед сотрудниками задач.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 4 июля 2020 г. N 144
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2
6. Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 (ред. от 22.12.2021) "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.03.2022)
7. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 30.09.2022) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 марта 2011 г. N 10 ст. 1334
8. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 621 (ред. от 06.03.2015) "Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. N 27 ст. 3732
9. Галахов С.С. Проблемы и перспективы предупреждения преступлений // «Общество и право». -2019. - № 4. - С. 6-9.
10. Зубкова В. И. Некоторые аспекты предупреждения преступности органами внутренних дел. // Законность. - 2016. - №3. - С. 24-28.
11. Казак Б.Б. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2018. - N 2. - C. 14-15.
12. Кивич Ю.В. Предупреждение преступности органами внутренних дел. – М, 2017. - C. 121- 122.
13. Скогорева, Т.Ф. Теоретические основы взаимодействия субъектов правоохранительных органов при расследовании преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. - № 2 (29). - С. 94-98.
14. Стешенко, Ю.С. Понятие взаимодействия следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений // В сборнике: Современные тенденции развития науки и технологий Международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 157-158.
15. Супрун, С.В., Мирземетов, С.А. Взаимодействие следователя органов внутренних дел с оперативным подразделением МВД России при проверке сообщений о преступлениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - №4 (64).
16. Телепнев, П.Ф теоретические вопросы получения и использования оперативно-розыскной информации // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 398-402.
17. Трухачев, В.В. О некоторых вопросах взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия // Общество и право. - 2014. - №4 (50).
18. Туяков, Е.Е. взаимодействие между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1057-1059.
19. Улимаев, Р. Ю. Следственно-оперативные группы: Правовой статус, организация и деятельность: Диссертация . кандидата юридических наук: Москва, - 2002 - 210 с. 38.
20. Хмельницкая, Т.В. О проблемах взаимодействия следственных, оперативных и экспертных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений // В сборнике: Актуальные проблемы предварительного расследования Материалы Всероссийской конференции. - 2017. - С. 246-249.
Читать дальше