Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судом..........................7 1.1. Общие положения о гражданско-правовой ответственности.....................7 1.2. Основания привлечения к ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судов...........................................................12 1.3. Субъект ответственности. Органы, выступающие от имени субъекта ответственности....................................................................................................23 Глава 2. Проблемы возмещения вреда, причиненный правоохранительными органами и судом...............................................................................................34 2.1. Порядок привлечения к ответственности, установленный законодательством..............................................................................................34 2.2. Определение размера ущерба, подлежащего возмещению.....................45 2.3. Проблемы, возникающие в ходе реализации норм о привлечении к ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судом..................................................................................................................58 Заключение...........................................................................................................67 Список литературы..............................................................................................73

Ответственность за вред, причиненный правоохранительными органами и судом: гражданско-правовой аспект»

дипломная работа
Право
75 страниц
62% уникальность
2023 год
6 просмотров
Бронникова Н.
Эксперт по предмету «Юриспруденция»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судом..........................7 1.1. Общие положения о гражданско-правовой ответственности.....................7 1.2. Основания привлечения к ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судов...........................................................12 1.3. Субъект ответственности. Органы, выступающие от имени субъекта ответственности....................................................................................................23 Глава 2. Проблемы возмещения вреда, причиненный правоохранительными органами и судом...............................................................................................34 2.1. Порядок привлечения к ответственности, установленный законодательством..............................................................................................34 2.2. Определение размера ущерба, подлежащего возмещению.....................45 2.3. Проблемы, возникающие в ходе реализации норм о привлечении к ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судом..................................................................................................................58 Заключение...........................................................................................................67 Список литературы..............................................................................................73
Читать дальше
Актуальность. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.


У нас возможно даже изготовление презентаций на заказ . Заходите на сайт и заполняйте форму.


Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вне зависимости от того, где живет человек, какой он национальности, какого вероисповедания и пола, он одинаково возмущается, когда его необоснованно обвиняют в чем-то. Это и есть права человека: право на беспристрастное судебное разбирательство, право на свободу слова и совести, право не подвергаться дискриминации и т.д. То есть все то, что дает человеку возможность чувствовать себя полноценной личностью. Как известно, угроза правам человека может исходить из двух основных социальных источников. Это - государство и сам человек. Точнее - чиновники и человеческие пороки, среди которых особо следует отметить алчность и агрессивное властолюбие. Для эффективного осуществления своих функций государство создает специальные органы (аппарат) принуждения, позволяющие ему придавать своим велениям обязательную силу. Данные органы имеют возможность, в случаях и пределах, установленных законом, определенным образом ограничивать права и свободы частных лиц, возлагать на них соответствующие обязанности. Суть деятельности правоохранительных органов, а в особенности – суда, как правило, заключается именно в принятии актов, которыми субъекты общественных отношений принудительно ограничиваются в личных правах либо обязываются к совершению определенных действий. К сожалению, на практике имеют место случаи, когда такие акты принимаются с нарушением принципа законности, являются результатом допущенных в процессе правоприменения ошибок и злоупотреблений. Неслучайно в юридической литературе не раз было отмечено, что «силовые структуры, которые создаются для обеспечения безопасности общества, в определенных условиях сами становились источниками опасности для общества». Возможность защиты от действий (актов), которыми государственная власть необоснованно вмешивается в права частных лиц, является центральной составной частью всех правовых систем. Причем согласно признаваемым мировым сообществом принципам, лицу должна быть предоставлена возможность добиваться не только отмены нарушающих права актов и полного восстановления в правах, но и возмещения причиненного ему данными актами вреда. В ст. 2 Конституции РФ 1993 года сказано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Одним из видов государственной защиты является судебная защита. В ст. 46 Конституции РФ подчеркивается, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод [1]. В законодательстве закреплен принцип обязательности исполнения судебных актов всеми без исключения субъектами, поэтому пока судебное решение не исполнено фактически, нельзя говорить о достижении закрепленных в ст. 2 ГПК РФ задач гражданского процесса (правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов). Достижение указанных задач возможно только в случае реального исполнения предписаний, зафиксированных в судебном акте [2]. Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие. Именно поэтому Европейский суд по правам человека рассматривают исполнение судебных решений как составную часть правосудия. Понимание правосудия, отраженное в Гражданском кодексе Российской Федерации не в полной мере соответствует западным стандартам, по российскому законодательству исполнительное производство не является деятельностью суда, именно поэтому проблема исполнения судебных решений рассматривается в параграфе, посвященному ответственности государства за вред, причиненный действиями судьи, не связанными с отправлением правосудия. В настоящее время происходит рост государственного аппарата, что может привести к увеличению количества конфликтов, именно гражданско-правового характера, поэтому в работе большое внимание уделяется именно правосудию по гражданским делам. Эффективность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от своевременности рассмотрения дел в судах и от исполнения судебных актов в разумные сроки. Проблема повышения эффективности судебной защиты прав человека, проблемы предупреждения и пресечения нарушения права на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумные сроки была и остается в настоящее время весьма актуальной. Целью работы является комплексное изучение института гражданско – правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, формулировании теоретических выводов и практических предложений, направленных на развитие юридической науки, законодательства и правоприменительной практики в данной области. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: – рассмотреть общие положения о гражданско-правовой ответственности; – изучить основания привлечения к ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судов; – исследовать субъект ответственности и органы, выступающие от имени субъекта ответственности; – проанализировать порядок привлечения к ответственности, установленный законодательством; – проанализировать определение размера ущерба, подлежащего возмещению; – проанализировать проблемы, возникающие в ходе реализации норм о привлечении к ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами и судом. Объект исследования работы составляет комплекс правоотношений, возникающих в связи с причинением вреда незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; правоотношений по возмещению вреда, причиненного незаконной деятельностью правоохранительных и судебных органов и их должностных лиц. Предметом исследования является институт гражданско-правовой ответственности государства, теоретические работы ученых-юристов, посвященные проблемам гражданско-правовой ответственности за причинение вреда осуществлением власти, а также основные источники гражданско-правового регулирования обязательств государства, вытекающих из причинения вреда, правоохранительными органами и судом, и практика их применения на основе современного законодательства. Методологической основой исследования выступает диалектическая логика в ее материалистической трактовке как ведущий общенаучный метод и ряд частно-научных методов: исторический, аналитический метод системного анализа и формально – логический метод. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Подводя итоги, можно сказать, что специальные деликтные правоотношения - это сложные правоотношения, урегулированные нормами гражданского права и предусматривающие механизмы восстановления имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случаях причинения вреда. причиненные им решениями, действиями (бездействием) государственных органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также в связи с осуществлением судьей функций правосудия. Права и свободы человека имеют прямое действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ни Конституция Российской Федерации, ни иной нормативный правовой акт Российской Федерации не допускают совершения государственными образованиями, их органами и должностными лицами противоправных властных действий (бездействия). Напротив, законодательство Российской Федерации подчеркивает их обязанность строго руководствоваться Конституцией и законодательством Российской Федерации. Законность является одним из основных принципов осуществления власти. Более того, существует прямой запрет на причинение противоправного вреда. Однако при этом с каждым годом увеличивается количество жалоб на действия (бездействие) органов власти. Увеличивается и размер противоправного вреда, вместе с ним увеличиваются суммы, подлежащие взысканию на основании судебных решений. Увеличение количества требований к казне о возмещении вреда, причиненного осуществлением власти, безусловно, связано в первую очередь с усилением активности граждан и юридических лиц в стремлении возместить ущерб, причиненный им незаконной властью. действия (бездействие), и уверенность в возможности такой компенсации. Но в не меньшей степени увеличение количества судебных исков связано с увеличением количества нарушений прав и свобод со стороны государственных органов, а также с увеличением случаев причинения вреда такими нарушениями. В соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный осуществлением власти, возмещается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием за счет средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. . Таким образом, вред причиняется конкретным должностным лицом и возмещается за счет казны народного образования. Законодательством установлено, что должностные лица государственных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную, а также гражданско-правовую ответственность. Но пока неизвестно, будет ли привлечен к этим видам ответственности сотрудник органа. Регрессивная ответственность должностного лица возможна только при наступлении основной ответственности, то есть возмещение вреда будет производиться самим публичным субъектом как основным должником. Поскольку количество нарушений прав и свобод со стороны органов власти растет, это свидетельствует о том, что должностные лица органов власти не привлекаются к регрессной ответственности, что в свою очередь свидетельствует о том, что государственные субъекты не несут какой-либо деликтной ответственности за причиненный вред. осуществлением власти. Получается, что гражданско-правовая ответственность на практике не работает и не выполняет своих карательно-предупредительных функций, не говоря уже о компенсационной функции. На сегодняшний день законодательство в данной сфере гражданских правоотношений раздроблено, фрагментарно и несовершенно. Поэтому говорить о полной реализации конституционного принципа судебной защиты в этой сфере преждевременно. В деликтной ответственности государства при наличии причинно-следственной связи противоправность является достаточным условием возмещения вреда потерпевшему, а виновность - условием возложения ответственности на конкретный орган или должностное лицо. Вина имеет значение при распределении ответственности между виновниками в соответствии с нормами ст. 1080, 1081 ГК РФ. Поскольку на сегодняшний день суду остается затруднительным установить причинно-следственные связи между действием (бездействием) органа государственной власти и причиненным вредом, так как в силу специфики судебного процесса в нем участвует только гражданин или юридическое лицо. доказывая наличие такой связи, необходимо осуществить переход от специальных норм возмещения законного вреда, причиненного государством, к общей норме: возмещения в любом случае причинения вреда законным интересам. Таким образом, следует исходить не из противоправности действий органов и должностных лиц, а из законности нарушенных интересов потерпевшего. Специальные правила должны быть не компенсацией, а, наоборот, отказом в возмещении вреда законному интересу. Это снизит произвол властей. В соответствии с предлагаемыми поправками деликтный иск к народному образованию и его должностным лицам будет предъявляться в два этапа. Первая стадия – иск потерпевшего к публичному воспитанию за причинение вреда законным интересам в соответствии со статьей 1069 ГК РФ. Вторая стадия - регрессный иск публично-правового лица к должностным лицам, виновным в причинении вреда по статье 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представляется необходимым указать, что проблемы возмещения вреда, причиненного публично-правовыми образованиями, вызваны не только трудностями установления противоправности их действий, но и тем, что зачастую правоприменители слишком вольно интерпретируют противоправную деятельность как законную. Также сегодня особенно остро стоит проблема возмещения вреда, причиненного в ходе гражданского судопроизводства, если неправомерные действия (бездействие) суда (судьи) не связаны с принятием актов, разрешающих дело по существу (например, незаконное изъятие имущества судом, нарушение разумных сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение процессуальных документов лицу, повлекшее пропуск срока обжалования, неправомерная задержка исполнения). В результате сложного переплетения деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда зачастую очень сложно выявить конкретную вину того или иного правоохранительного органа, его должностного лица в нарушении конституционных прав гражданина. граждан и юридических лиц. Указанное обстоятельство является одной из причин того, что российский законодатель указывает на отдельные случаи имущественной ответственности государства независимо от вины государственных органов и их должностных лиц. Таким образом, учитывая соотношение права на возмещение причиненного вреда (статьи 52, 53 Конституции Российской Федерации) и права на судебную защиту прав и свобод (статьи 46, 52 Конституции Российской Федерации), представляется более правильным, что надлежащая защита прав граждан и юридических лиц на обращение в суд должна заключаться не в лишении потерпевшего права на возмещение вреда, а в расширении ответственности государства за неправомерные действия суда. Поэтому правило о возмещении вреда только в случае установления вины судьи вступившим в законную силу приговором суда является необоснованным ограничением, нарушающим конституционный принцип доступа к правосудию (суть этого принципа заключается в недопустимости установления государством любых чрезмерных, необоснованных правовых и практических препятствий доступу к правосудию и защите прав) и право на возмещение причиненного вреда (статьи 46, 52 Конституции Российской Федерации). Необходимо применить общий порядок ответственности государства за действия судьи, не связанные с осуществлением правосудия, т.е. распространить на эти отношения положения статьи 1069 ГК РФ. Однако возмещение вреда, причиненного действиями (бездействием) суда (судьи) в ходе гражданского судопроизводства, не связанного с осуществлением правосудия, по смыслу статьи 1069 ГК РФ становится практически невозможным, поскольку Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П указывает на недопустимость распространения положения о презумпции виновности причинителя вреда, предусмотренного п. 2 ст. 1064 ГК РФ. Доказывание вины суда (судьи) в этом случае возлагается на самого потерпевшего, который, как правило, не знает и не может знать всех обстоятельств, связанных с совершением действий (бездействия) нарушителем, причинивших вред. В национальном законодательстве России отсутствует действенный механизм возмещения вреда, причиненного нарушением права лица на справедливое судебное разбирательство. Более того, Европейский суд установил, что в российском национальном законодательстве не было средств правовой защиты, с помощью которых заявитель мог бы защитить свои права на «судебное разбирательство в разумные сроки». Ответственность государства за вред, причиненный судебными актами в ходе исполнительного производства, пунктом 2 статьи 1070 ГК РФ не урегулирована, хотя возможность причинения вреда на данном этапе, безусловно, существует. При этом вред может быть причинен незаконными действиями (бездействием) не только судьи, но и помощника судьи, секретаря судебного заседания, секретаря суда, работников аппарата суда и других лиц. Поэтому представляется, что положения статьи 1069 ГК РФ должны распространяться и на данную категорию лиц за указанные действия на стадии исполнения судебных актов. Механизм ответственности государства за вред, причиненный актами суда, не связанными с осуществлением правосудия, также ограничен и несовершенен. Установление единой нормы ответственности государства за любые неправомерные действия (бездействие) суда (судьи), причинившие вред, независимо от того, был ли он причинен при осуществлении правосудия или иной деятельности, и независимо от наличия приговора суда (решение), подтверждающее вину судьи или должностного лица суда в нарушении закона, обеспечит надежную защиту прав потерпевших. Таким образом, вопрос возмещения вреда государством остается открытым и весьма актуальным на сегодняшний день. Поэтому необходимо более детально разработать с учетом сложившейся практики и вопросов, возникающих у органов юстиции, механизм правовой защиты интересов граждан и организаций от неправомерных действий или бездействия государственных органов и их должностных лиц. Позитивным шагом в упорядочении правового регулирования отношения, возникающие у государства вследствие причинения вреда незаконными действиями правоохранительных и судебных органов.
Читать дальше
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 06.02.2023) 2. Гражданский кодекс РФ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 06.02.2023) 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения: 06.02.2023) 4. Уголовный Кодекс РФ (ред. от 29.12.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/5a568cb228d8ee7b824942daf94e02a9346579c0/ (Дата обращения: 06.02.2023) 5. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (Дата обращения: 06.02.2023) 6. Приказ Министерства финансов РФ от 12 февраля 1998 г. № 26. 5. СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030; 2000. № 32. Ст. 3338; 2001. № 33 (ч. 2). Ст. 3437; 2002. № 19. Ст. 1796; 2003. № 19. Ст. 1751 7. Дело №2-1548/06/ Архив Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики. http://leninsky.chv.sudrf.ru/(Дата обращения: 06.02.2023) 8. Кассационное дело №33-1534-03 / Архив Верховного суда Чувашской Республики. http://vs.chv.sudrf.ru/(Дата обращения: 06.02.2023) 9. Обзор Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» // БВС РФ. 2017. № 10.– С. 34-56. 10. Афанасьев, И. В. Сервитут в гражданском праве : монография / И. В. Афанасьев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. 11. Белов, В. А. Гражданское право. Т. 2 в 2 книгах. Общая часть. Лица, блага, факты + cd: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 950 с. 12. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 451 с. 13. Белов, В. А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: практ. пособие / В. А. Белов. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 321 с. 14. Белов, В. А. Юридические факты в гражданском праве: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 450 с. 15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. – М.: Статут, 2020.–340 с. 16. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева. – М.: РГ-Пресс, 2018 .– 450 с. 17. Гражданское право: в 4-х т. Т. 3: Обязательственное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Суханова Е.А.– М.: РГ-Пресс, 2019.– 440 с. 18. Гущин В. В. Наследственное право России: учебник для академического бакалавриата. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 467 с. 19. Елисеев И.В. Дарение (глава 31) // Гражданское право: Учебник. Т. 2 / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М.:Статус, 2018.– 350 с. 20. Зенин И. А. Гражданское право. Общая часть: учебник для академического бакалавриата . — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 489 с. 21. Зенин И. А. Гражданское право. Особенная часть: учебник для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. 22. Колокольцева Ю.В. Передача имущественного права (требования) к самому себе и третьим лицам по договору дарения // Академический вестник. –2017. –№ 2.– С. 14-23 23. Недорезов В.С. Гражданско-правовое регулирование рентных отношений: автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2019.–18 с. 24. Соломин С.К., Соломина Н.Г. Гражданское право: отдельные виды договоров: учебник. — М.: Юстицинформ, 2018 г. — 380 с. 25. Соломин С.К., Соломина Н.Г. Прекращение обязательства по российскому гражданскому праву: монография. – М.: Юстицинформ. 2017 г. 26. Тарасова, В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 107 с. 27. Чудиновская Н.А. Установление юридических фактов в особом производстве гражданского и арбитражного процесса: общее и особенное (некоторые аспекты) // Арбитражный и гражданский процесс. — 2017. — № 9. — С.27.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности финансов акционерных обществ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Товароведная экспертиза качества алкогольной продукции, реализуемой в торговом предприятии»
Количество страниц:
26
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
Субъективный портрет расследования преступления
Количество страниц:
70
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image