ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе дается анализ положения мусульманской общины во Франции, роли мусульманских ассоциаций в ее жизни, влияние на социокультурную жизнь французов.
Современная Франция обладает самой большой мусульманской общиной, до трети всего мусульманского населения Европы. Точных данных о численности лиц «мусульманского происхождения» нет, поскольку в стране по закону нет этно-конфессиональной статистики.
Однако, смело можно констатировать, что ислам стал второй религией во Франции, что обусловливает его положение — стабильное присутствие в социально-экономической жизни (занятость, распространение на иммигрантов системы социальной защиты), политической (право голоса, возможность создания ассоциаций, манифестации), религиозной (возможность отправления культа), культурной (формирование специфично иммигрантской субкультуры).
В итоге иммиграции из африканских стран во Франции сложилась многочисленная, крайне неоднородная мусульманская община, представленная выходцами из разных стран, принадлежащих к разным народностям и племенам, характеризующаяся легитимным статусом или гражданством и имеющая конституционное право на религиозно-культурные отличия. Африканские иммигранты оказали значительное влияние на демографические характеристики страны, обеспечив общий рост населения, но слабо поддались интеграционной политике Франции.
Формально для интеграции мигрантов во Франции созданы все условия. Тем не менее, если с интеграцией на юридическом уровне все просто, то на практике с интеграцией африканских иммигрантов и их потомков дело обстоит гораздо сложнее. Формально все в порядке, но мусульмане-иммигранты как были, так и остаются внизу социальной лестницы. И территориальная сегрегация это только подчеркивает. Она порождает изоляцию от остального населения и возникновение на этой почве этнической солидарности, которая не всегда конструктивна.
Ограниченность возможностей трудоустройства мусульманского населения Франции низкооплачиваемыми специальностями, требующими неквалифицированных работников, территориальная сегрегация, традиционная религиозная солидарность и замкнутость мусульманского населения, а также негативный имидж ислама во Франции и во всем мире стали сегодня главными проблемами, требующими взвешенного и продуманного решения.
В мусульманской миграции есть специфические черты межконфессионального взаимодействия, в целом же это лишь часть миграционного населения Франции, а Франция – классическая страна массовой иммиграции.
Итак, приведенные проведенное исследование и факты показывают, что ислам стал крупнейшей религией Франции. Французское правительство старается отвечать запросам растущей мусульманской общины строительством мечетей, а также попытками ее структуризации и мусульманских создания организации-посредника для успешного взаимодействия. Французский Совет мусульманского культа, с одной стороны, смог обеспечить определенное взаимодействие между разными группами мусульман для решения организационных вопросов, а также добиться государственного финансирования для местных мусульманских общин. Но в целом он оказался малоэффективным и не выполнил свою задачу по институционализации ислама, а основные исламские ассоциации сохранили свою ориентацию на внешние центры (Алжир или Марокко).
Существует тенденция, при которой исламские ассоциации, становясь успешными и включаясь в политическую борьбу, начинают отстаивать официальную властную позицию. Таким образом, избранные правительством способы взаимодействия с мусульманской общиной, включая популяризацию «французского» ислама указывают на смещение фокуса с экономических и социальных проблем, с которыми сталкиваются французские мусульмане, на религиозный, делая акцент на отношение к исламу и характеру этой религии.
Интеграционный потенциал французского общества в последние десятилетия резко сократился. На сегодняшний день во Франции сложились два параллельных общества, наделенных глубокими религиозными и ценностными различиями. Одно общество – европейское, в основе его культуры республиканские принципы светскости, а религиозность – частное дело гражданина. Это общество в последние десятилетия все больше склоняется в сторону либеральных ценностей и признания индивидуальных свобод. Другое общество – мусульманское, требующее изменения законов Французской республики, признания мусульманских религиозных норм и традиционных правил жизни. Несовместимость двух подходов к пониманию социокультурно значимых ценностей очевидна. Противостояние двух параллельных обществ усиливается еще и тем, что их представители живут в разных пространствах и практически не общаются друг с другом; социальных и этнических смешений становится все меньше.
В целом ситуация мусульманских диаспор во Франции такова: нет достаточного участия в политики, есть дискриминация в обществе по отношению к мусульманам. Но государство пытается учитывать интересы людей, исповедующих ислам: это и открытие мечетей, и принятие законов против дискриминации. Но в обществе до сих пор присутствует дискриминация по отношению меньшинств.