В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.
Феномену восприятия и понимания человека человеком, вопросам межличностного общения посвящены и работы таких отечественных учёных, как А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, Е.Ф. Бажин, Я. Вальсингер, А.Г. Гусева, А.М. Зимичев, А.С. Золотнякова, А.П. Коняева, Т.А. Репина, Е.В. Рощина, Н.А. Русина, А.А. Степанов, К.Д. Шафранская, П.М. Якобсон, Г.М. Андреева.
Вопросы понимания и восприятия - это составная часть проблем межличностного общения. В настоящее время всем понятно, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, оказывающее определяющее влияние на полноценное формирование у человека психических функций и психических процессов, психических свойств, а так же личности в целом. И изучение проблематики особенностей понимания и восприятия обеспечивает дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Восприятие человека человеком представляет целостное отражение человека человеком в их чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Понимание человека человеком представляет собой психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт, в приобретённые ранее знания и постижение на основе этого смысла и значения событий, фактов, содержания влияния.
Проблемой данной курсовой работы являются особенности восприятия и понимания человека человеком в процессе общения.
Актуальность данной работы характеризуется тем, что данные формы психического отражения выполняют очень важную функцию при объединении людей, являясь регуляторами общения. Знание механизмов восприятия и понимания человека друг другом обеспечит более продуктивное общение, а практикам удастся получить дополнительные возможности для осуществления более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в различных сферах общественной жизни.
Цель исследования заключалась в теоретическом анализе и экспериментальном изучении особенностей межличностного восприятия человека человеком в процессе общения.
Мы предположили, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе наиболее общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы.
В исследовании нами поставлены следующие задачи: проанализировать литературу межличностного восприятия и понимания человека; изучить этапы восприятия и понимания человека человеком в
процессе общения; провести эмпирическое исследование особенностей межличностного восприятия и понимания человека человеком в процессе общения;
В первой главе нами были рассмотрены особенности процесса познания и понимания одним человеком другого, это обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.
Дж. Брунер впервые ввел понятие социальная перцепция, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком. Социальная перцепция - процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.
Социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
В социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.
Исследования психологических свойств объекта восприятия являются попыткой ответить на вопрос, какие психологические и другие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем.
Люди, оценивая партнера по общению, прежде всего, обращают внимание на: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. Психологи А.А.Бодалев и В.Н.Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.
В процессе общения выделяют следующие фазы: 1) фаза взаимонаправленности; 2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия); 3) фаза взаимоинформирования (собственно действие); 4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта).
Во второй главе нашей работы были представлены эмпирические данные социометрии и шестнадцатифакторного личностного опросника. Выбор методов исследования определялся теоретико-методологическими принципами, теоретическим анализом и задачами исследования. В основе эмпирического исследования лежит принцип системного подхода.
Шестнадцатифакторный личностный опросник (16-ФЛО) предназначен для определения характерологических особенностей личности, объединенных в 16 функционально связанных факторов [10].
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат. Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
В ходе исследования было установлено, что коллеги получившие наиболее количество положительных выборов, по сравнению с коллегами получившие наименее количество положительных выборов, имеют достоверно более высокие показатели по факторам F (беспечность), I (мягкость), L (подозрительность), М (мечтательность), О (тревожность), Q4 (напряженность), а также достоверно более низкие показатели по факторам А (общительность), В (интеллектуальность), С (эмоциональная уравновешенность), G (нормативность поведения), Q3(самоконтроль).
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение в том, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе наиболее общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы.
Гипотеза исследования нашла подтверждение в том, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы.
В курсовой работе цели и задачи достигнуты, исследование не претендует на исчерпывающие решения проблемы, в дальнейшем она может быть продолжена в научно-экспериментальном апробировании.