Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические исследования межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении……………………. ……….6 1.1 Соотношение понятий социальной и межличностной перцепции……...6 1.2 Понятие межличностного восприятия………………………..…….........13 1.3 Процесс межличностного восприятия в структуре общения………….25 Выводы по первой главе….………………………………………………..30 Глава 2. Исследование особенностей межличностного восприятия человека человеком в процессе общения………………….………….….33 Выводы по второй главе….………………………………………………...41 Заключение…………………………………………………………………...43 Список использованной литературы…………………………...………...48 Приложение ……………………………………………………....….............52

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

курсовая работа
Психология
47 страниц
75% уникальность
2023 год
7 просмотров
Кочеткова С.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические исследования межличностного восприятия и понимания человека человеком в общении……………………. ……….6 1.1 Соотношение понятий социальной и межличностной перцепции……...6 1.2 Понятие межличностного восприятия………………………..…….........13 1.3 Процесс межличностного восприятия в структуре общения………….25 Выводы по первой главе….………………………………………………..30 Глава 2. Исследование особенностей межличностного восприятия человека человеком в процессе общения………………….………….….33 Выводы по второй главе….………………………………………………...41 Заключение…………………………………………………………………...43 Список использованной литературы…………………………...………...48 Приложение ……………………………………………………....….............52
Читать дальше
Взаимодействие человека с человеком является неотъемлемой частью его жизнедеятельности. Особенности и результаты взаимодействия между людьми в значительной степени зависят от того, как они воспринимают, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение друг друга, оценивают возможности других участников общения и собственные. Процесс взаимодействия сопровождается взаимопониманием или недоразумением, способностью или неспособностью прогнозировать поведение партнера по общению. Поскольку человек является существом социальным, то и его познавательная деятельность реализуется в социальном контексте. Исследование особенностей восприятия и понимания человека человеком в процессе общения - одна из наиболее актуальных психологических проблем. Психология с момента своего становления как самостоятельной науки всегда держала эту проблему в фокусе своего пристального внимания. Это объясняется не столько теоретическим, сколько практическим значением вопрос. Понимание других людей необходимо каждому, кто хочет общаться, действовать, воспитывать, заниматься управленческой деятельностью. Ситуации совместной деятельности и общения требуют от участников умения воспринимать, описывать и понимать психологические особенности друг друга.


Чтобы заказать контрольную работу по физкультуре заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!


Компетентность и успешность личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности - важная способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались отечественными психологами и, прежде всего, А.А. Бодалевым, Г.М. Андреевой, С.В. Кондратьевой, В.Н. Куницыной, В.А. Панферовым, Л.А. Петровской, А.А. Реаном, В.Л. Ситниковым и др. Цель: исследование особенностей межличностного восприятия человека человеком в процессе общения. Объект исследования – процесс общения. Предмет исследования – восприятие и понимание. Задачи исследования 1. Проанализировать литературу межличностного восприятия и понимания человека. 2. Изучить этапы восприятия и понимания человека человеком в процессе общения. 3. Провести эмпирическое исследование особенностей межличностного восприятия и понимания человека человеком в процессе общения. 4. Разработать программу исследования изучения социально-перцептивных процессов. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы. Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические (анализ методической и психологической литературы по проблеме исследования); - эмпирические (наблюдение, беседа, социометрический метод Дж. Морено, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кэттела); - методы качественного и количественного анализа результатов исследования. База исследования: Исследование проводилось на базе ВСОШ №2 г. Волоколамск. В состав выборки вошли 12 мужчин (50%) и 12 женщин (50%). Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке и реализации программы успешного взаимодействия и понимания человека человеком в процессе общения, которая может быть использована в работе психолога, профайлера. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обозначена актуальность проблемы, цели, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, база исследования, практическая значимость.

Читать дальше
В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга. Феномену восприятия и понимания человека человеком, вопросам межличностного общения посвящены и работы таких отечественных учёных, как А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, Е.Ф. Бажин, Я. Вальсингер, А.Г. Гусева, А.М. Зимичев, А.С. Золотнякова, А.П. Коняева, Т.А. Репина, Е.В. Рощина, Н.А. Русина, А.А. Степанов, К.Д. Шафранская, П.М. Якобсон, Г.М. Андреева. Вопросы понимания и восприятия - это составная часть проблем межличностного общения. В настоящее время всем понятно, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, оказывающее определяющее влияние на полноценное формирование у человека психических функций и психических процессов, психических свойств, а так же личности в целом. И изучение проблематики особенностей понимания и восприятия обеспечивает дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта. Восприятие человека человеком представляет целостное отражение человека человеком в их чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Понимание человека человеком представляет собой психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт, в приобретённые ранее знания и постижение на основе этого смысла и значения событий, фактов, содержания влияния. Проблемой данной курсовой работы являются особенности восприятия и понимания человека человеком в процессе общения. Актуальность данной работы характеризуется тем, что данные формы психического отражения выполняют очень важную функцию при объединении людей, являясь регуляторами общения. Знание механизмов восприятия и понимания человека друг другом обеспечит более продуктивное общение, а практикам удастся получить дополнительные возможности для осуществления более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в различных сферах общественной жизни. Цель исследования заключалась в теоретическом анализе и экспериментальном изучении особенностей межличностного восприятия человека человеком в процессе общения. Мы предположили, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе наиболее общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы. В исследовании нами поставлены следующие задачи: проанализировать литературу межличностного восприятия и понимания человека; изучить этапы восприятия и понимания человека человеком в процессе общения; провести эмпирическое исследование особенностей межличностного восприятия и понимания человека человеком в процессе общения; В первой главе нами были рассмотрены особенности процесса познания и понимания одним человеком другого, это обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения. Дж. Брунер впервые ввел понятие социальная перцепция, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком. Социальная перцепция - процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. В социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения. В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие. Исследования психологических свойств объекта восприятия являются попыткой ответить на вопрос, какие психологические и другие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем. Люди, оценивая партнера по общению, прежде всего, обращают внимание на: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. Психологи А.А.Бодалев и В.Н.Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. В процессе общения выделяют следующие фазы: 1) фаза взаимонаправленности; 2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия); 3) фаза взаимоинформирования (собственно действие); 4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта). Во второй главе нашей работы были представлены эмпирические данные социометрии и шестнадцатифакторного личностного опросника. Выбор методов исследования определялся теоретико-методологическими принципами, теоретическим анализом и задачами исследования. В основе эмпирического исследования лежит принцип системного подхода. Шестнадцатифакторный личностный опросник (16-ФЛО) предназначен для определения характерологических особенностей личности, объединенных в 16 функционально связанных факторов [10]. Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат. Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. В ходе исследования было установлено, что коллеги получившие наиболее количество положительных выборов, по сравнению с коллегами получившие наименее количество положительных выборов, имеют достоверно более высокие показатели по факторам F (беспечность), I (мягкость), L (подозрительность), М (мечтательность), О (тревожность), Q4 (напряженность), а также достоверно более низкие показатели по факторам А (общительность), В (интеллектуальность), С (эмоциональная уравновешенность), G (нормативность поведения), Q3(самоконтроль). Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение в том, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе наиболее общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы. Гипотеза исследования нашла подтверждение в том, что коллеги, с лидерскими качествами, пользующиеся авторитетом в коллективе общительны, менее тревожны, эмоционально лабильны, добросердечны, социально адаптированы. В курсовой работе цели и задачи достигнуты, исследование не претендует на исчерпывающие решения проблемы, в дальнейшем она может быть продолжена в научно-экспериментальном апробировании.
Читать дальше
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2019. 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. - С. 254-297. 3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983. - С. 115- 133. 4. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. В кн. “Современная зарубежная социальная психология (Тексты)”. Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. М., “МГУ”, 2021. С. 127 - 137. 5. Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2002. 6. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.И. - М.: МГУ, 1981. 7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:Общие основы психологии. — 688 с 8. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2019. 9. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. 10. "Социальная психология. Краткий очерк" Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., Политиздат, 1975 г. 11. Ковалев Г А. Психология познания людьми друг друга. // Вопросы психологии. 1983 -№ 1. 12. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. М.: МПСИ - 1999 - 158 стр. 13. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М., 1986 78 стр. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: «Просвещение» - 1989 - 256 стр. 15. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. JI.M. Семенюк. М., - 1998 - стр. 290-298 16. Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении // Автореф. дисс. докт. психол. наук. JI., - 2020 - 36 стр. 17. Коршунов В. Л. Становление культуры полоролевого взаимодействия подростков в педагогическом процессе. // Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Великий Новгород 2020 - 20 стр. 18. Кравцова Е Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития. // Психологический журнал. 2019 - № 4 - стр.42-50 19. Крупник Е.П., Сизова Т.Б. Теоретические основы культуры межличностных взаимодействий. // Мир психологии. М.,2021 - № 3 - стр. 40-50 20. Куницына В Н. Восприятие подростками других людей и себя. JL, - 1972. 21. Куницына В Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком // в кн. Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований. Ученые записки. Вып. XIII. Человек и общество. -Л., 1973. 22. Ларин А. А. Факторы, определяющие коммуникативные тенденции личности. // Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. 23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.,1983 -255 стр. 24. Майерс Д. Социальная психология. 5-е межд. изд - СПб: «Питер» - 2000 -682 стр. 25. Малышева С В., Рождественская Н.А Особенности чувства одиночества у подростков. // Вестник МГУ сер. 14 Психология 2021 - № 3 - стр. 63-67. 26. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: «Совершенство» - 1998 - 208 стр. 27. Махова Т В. Особенности процесса рефлексии в подростковом возрасте. // Вестник МГУ сер. 14. Психология. 2000 г - № 2. 28. Межличностное восприятие в группе. // под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова М., 1981 - 295 стр. 29. Минигалиева М.Р. Когнитивные схемы и эвристические процессы в социальном познании. // Мир психологии. М.,1999 - № 3 - стр.40-46 30. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998 - 488 стр. 31. Немов Р.С. Психология. Кн. 3 М.: Владос - 2001- 640 стр. 32. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет // под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М., 1988. - 190 стр. 33. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Институт практической психологии 1998. - 160 стр. 34. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. - 168 стр. 35. Петровская Л. А., Полякова Э.Н. Социальная составляющая в восприятии здоровья современных студентов. // Мир психологии. М ,1999 № 3 - стр. 98106. 36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. - 659 стр. 37. Писаренко В.М., Рождественская Н А. Методы совершенствования межличностного познания. // Вестник МГУ сер 14 Психология. 1998 - №2. - стр. 74-80 38. Платон К Н. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности. // Проблемы возрастной психологии: тезисы докладов и сообщений. М., 1989.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Гидравлические приводы и их использование в промышленности
Количество страниц:
40
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Механика
курсовая работа
Инновационная деятельность предприятия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Инновационный менеджмент
курсовая работа
-
Количество страниц:
40
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image